Первый вице-премьер Андрей Белоусов обещает создать в каждом регионе интерактивную инвестиционную карту к 2024 году. Фото Reuters |
Владимир Путин поручил правительству создать систему поддержки новых инвестиционных проектов и до 2024 года внедрить ее во всех регионах РФ.
Доклад правительству об этой системе необходимо представить до 1 ноября, а затем докладывать раз в полгода о реализации поручения. Ответственными назначены премьер-министр РФ Михаил Мишустин и высшие должностные лица субъектов РФ.
Единый механизм поддержки инвестиций в регионах включает, по словам Белоусова, пять стандартных элементов: пятилетнюю «инвестиционную декларацию» региона, «свод инвестиционных правил», интерактивную «инвестиционную карту» региона, создание «инвестиционных комитетов», а также запуск «агентств развития». Именно региональные «агентства развития» по замыслу чиновников должны отвечать за продвижение каждого конкретного проекта в каждом субъекте РФ.
В 2021 году планируется внедрить данные стандарты в пяти пилотных регионах: Воронежской, Сахалинской, Московской, Нижегородской и Тульской областях, сообщил Белоусов.
«Новая система отчасти дублирует уже действующие структуры в центральных регионах, но она может принести определенную пользу. В некоторых регионах инструментарий общения с инвесторами либо недостаточно развит, либо отсутствует», – отметил Алексей Матюхов, управляющий партнер BMS Group. Однако новая система не обеспечит дополнительных гарантий для инвесторов. «Она упростит процедуры, но не застрахует от сценария, подобного «делу Калви», – говорит Матюхов.
«Система нормативно-правового регулирования инвестиций в России не совершенна, поэтому требуется ее стандартизации и унификация. Создание единых «правил игры» позволит привлечь на региональный рынок инвестиций новых игроков, которые прежде опасались отсутствия сформированной практики, перегибов на местах, отсутствия четких механизмов взаимодействия», – рассуждает инвестиционный юрист Владислав Супонев. Но наличие механизмов поддержки инвестиций само по себе не означает их состоятельности и жизнеспособности. «Мы имеем массу нормативных актов, которые не применяются на практике либо применяются выборочно. Официальные цифры это подтверждают – за год подписано всего 36 СЗПК на жалкие 1,6 трлн руб. В масштабах страны и реальных потребностей экономики – это весьма скромные цифры», – отмечает Супонев.
«Какой смысл заново создавать какие-то новые регламенты, условия, принимать решения, повышающие в разы количество бумажной волокиты – не совсем понятно. Единственным реальным мотивом создания новой системы видится упразднение или неэффективность существовавших механизмов стимулирования инвестиций», – рассуждает Михаил Коган, руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами. «Надеяться, что от одной принятой инициативы резко возрастет количество инвесторов, не стоит, особенно в период пандемии. К тому же все больше индикаторов указывают на то, что финансовый кризис может продлиться еще как минимум год-два, поэтому большинство крупных инвестиционных холдингов предпочтут или вкладываться в действующие проекты, или оставить денежные средства про запас», – говорит Коган. По его словам, институты развития не показали абсолютно никакой эффективности, поэтому постепенно начинают уничтожаться властью.
«Новую систему потребовалось создавать, поскольку единой, внятной, строгой, продуманной системы привлечения инвестиций в стране нет. Более того, инвестиционные условия во многих регионах крайне неблагоприятные. Причем серьезных попыток изменить что-то на практике не предпринимается», – считает Алексей Коренев, аналитик компании «Финам». Он напоминает, что в стране уже развивались технологии государственно-частного партнерства, концессий, программы о защите и поощрении, специнвестконтракты, свободные экономические зоны и т.д. «Боюсь, что пока мы не увидим первых практических результатов, радоваться и давать предметные комментарии еще рано», – говорит эксперт. «Повсеместный единообразный подход, единая цифровая платформа – это первый шаг к увеличению объемов инвестиций в российскую экономику. Однако данных мер недостаточно для обеспечения полной безопасности вложенных средств. Ведь политические и локальные корпоративные риски лежат вне плоскости правительственного регулирования, для этого нужен ряд серьезных инфраструктурных и идеологических изменений, начала которых я в данный момент не усматриваю», – отмечает Коренев.
«Это не новая система поддержки инвестиций. Это попытка государства систематизировать и унифицировать подход к инвестиционному процессу со стороны региональных властей. Своего рода единый «инвестиционный кодекс» для чиновников», - объясняет бизнес-омбудсмен Борис Титов.
По его словам, федеральный центр пытается дисциплинировать местные администрации и побудить их привлекать инвестиции более активно. А «пряником», по всей видимости, служит обещание компенсировать расходы на предоставление инвестиционного налогового вычета (ИНВ) по налогу на прибыль, который появился в законодательстве в 2018 году. «Пока что ИНВ не стал заметным стимулирующим инструментом. В 2019 году к вычету было заявлено 27 млрд рублей, в 2020 году – 1 млрд, на 2021 год в бюджете зарезервированы все те же 27 млрд. Причины в том, что использование ИНВ связано с значительными условиями и ограничениями. На наш взгляд, действие инвестиционного вычета стоило бы распространить не только на налог на прибыль, но и на налог на имущество организации, НДС, акцизы. Помимо этого – на затраты на инфраструктуру (коммуникации). Чтобы устранить «региональный разнобой» – установить минимальный размер вычета в 25% во всех субъектах РФ без ограничений по типам инвестиций. Предусмотреть обязательность переноса вычета на следующие периоды. Тогда пряник станет заметно слаще», - предлагает Борис Титов.
комментарии(0)