Группа ВЭБ.РФ и «Газпромбанк» предоставят финансирование проекту развития аэропорта в Новом Уренгое. Объем синдицированного кредита составит 7,5 млрд руб. Группа ВЭБ рассматривает предоставление 3,7 млрд руб. дополнительно в виде льготного займа. Общая стоимость проекта превышает 11 млрд руб., первые средства пойдут в проект не позднее июля 2021 года.
Это очередной инвестиционный проект ВЭБ, связанный с развитием транспортной инфраструктуры. ВЭБ ранее прокредитовал строительство 8 аэропортов в различных городах России, еще 8 проектов находятся на рассмотрении. Их общая стоимость – более 100 млрд руб.
Новый инфраструктурный проект свидетельствует о том, что ВЭБ де-факто является одним из ключевых институтов развития страны. Ничего удивительного в этом нет. В нормально отстроенной экономике банки по определению являются институтами роста (аккумуляция сбережений и инвестиции в будущее). Тем более банки развития.
Перемены, которые достигаются за счет реализации важнейших для экономики проектов, влияют и на жизнь людей. «Новые пассажирский терминал и аэродромная инфраструктура позволят обеспечить безопасность полетов, повысить качество обслуживания пассажиров и нарастить пропускную способность аэропорта. Начиная с 2000-х годов большинство проектов по модернизации аэропортовой инфраструктуры проходит именно при участии группы ВЭБ.РФ», – отметил председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов. Льготное финансирование от группы ВЭБ.РФ снизит инвестнагрузку на проект, что положительно повлияет на тарифы по рейсам в обновленном аэропорту.
ВЭБ изначально создавался для реализации крупных национально ориентированных инфраструктурных проектов, как агент государства в национальной экономике. Половина всех его кредитов – проектное финансирование: те самые деньги, что требуются на строительстве инфраструктурных объектов(особенно в самой сложной, начальной фазе). При этом банк продолжает участвовать в правительственной программе поддержки бизнеса.
За время пандемии ВЭБ выдал поручительств по кредитам для предпринимателей на более 600 млрд руб. Кредиты под нулевую или сниженную ставку позволили среднему и мелкому бизнесу сохранить более 5 млн рабочих мест. Кредиты (на зарплату работникам или перезапуск производства) под поручительства ВЭБа коммерческие банки продолжают выдавать и в этом году. Однако антиковидная повестка не отменяет задачу обеспечения роста национальной экономики.
Системные инвестиционноемкие проекты (локомотивы роста) способны реализовывать именно системные компании или корпорации. ВЭБ, безусловно, является такой корпорацией (активы ВЭБа превышают 3, 2 трлн руб., капитал – 712 млрд руб., чистая прибыль по итогам 2020 года – 8,4 млрд руб.).
Инфраструктурные проекты меняют экономический ландшафт страны, увеличивают число рабочих мест, повышают мобильность рынка труда, создают новые логистические возможности, обеспечивают рост налогооблагаемой базы. Как отмечает директор Института политической информации Алексей Мухин, инфраструктурные проекты являются способом разгона экономики, а в наших условиях – перезапуска. «Это общемировая практика: экономический рост обеспечивает рост инфраструктуры», – сказал Алексей Мухин.
Мегаобъекты, реализуемые при финансовой поддержке ВЭБ, носят долгосрочный характер. Строительство может продолжаться 10 и более лет, а окупаемость нового объекта может наступить в конце этого срока. Для коммерческих банков финансирование таких объектов может быть неподъемным, но участие ВЭБа делает возможным привлечение в проекты частных игроков, каждый из которых может взять на себя долю в пределах его возможностей.
По словам инвестиционного стратега «Арикапитал» Сергея Суверова, «инвестиции в инфраструктурные проекты, как способ оживления экономики, – это мировой тренд. Такие проекты всегда низкомаржинальны, и окупаются они в долгосрочной перспективе. Но для государства они сверхприбыльны за счет мультипликативных эффектов на всю экономику. Поэтому финансирование таких проектов всегда носит либо прямой государственный характер, как в случае с ВЭБом, либо строится на принципах налоговых льгот».
Очередной проект, в Новом Уренгое, подтвердил статус ВЭБа как системного участника проектов такого профиля, сложности и значения для экономики. «Тот факт, что основным инвестором в инфраструктурные проекты выступает государственная корпорация ВЭБ свидетельствует не о слабой проработке проектов, а о системной работе и четком понимании государством своих целей», – прокомментировал ситуацию ведущий аналитик фонда «Центрум» Рамиль Гатауллин.
комментарии(0)