Фото Reuters
С 1 июля Россия должна перейти на электронные декларации и отчеты по ведению лесной деятельности. А с 1 января запланирован запрет на экспорт леса-кругляка. В отрасли развернулась мощная реформа: в 2021 году в Лесной кодекс внесено рекордное количество правок. Они должны были решить копившиеся десятилетиями проблемы: сократить количество пожаров, незаконных вырубок, серых схем экспорта леса. Но законотворческая метель пока создает больше неразберихи, а многие проблемы могут так и остаться нерешенными, считают эксперты.
Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) предложит к осенней сессии Госдумы, когда начнет работать новый депутатский созыв, поправки в Кодекс об административных правонарушениях, которые дадут возможность наказывать за въезд лесозаготовительной техники в леса без сопроводительных документов. Об этом заявил руководитель Рослесхоза Иван Советников на парламентских слушаниях в Совете Федерации в среду.
Он также напомнил, что с 1 июля в России предусмотрен переход на электронные декларации и отчеты по ведению лесной деятельности: документы, в частности, можно подавать через портал госуслуг. На электронные средства уповают чиновники и при определении виновных в лесных пожарах, а также при оформлении экспортных деклараций.
«В единой системе должен производиться учет древесины и сделок с ней. Сделать это нужно для того, чтобы было возможно проследить всю цепочку – от рубки леса до изготовления готовой продукции и ее вывоза за пределы РФ», – заявил осенью прошлого года президент Владимир Путин, напомнив о необходимости ввести полный запрет на вывоз из страны необработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород.
В лесном хозяйстве идет огромная реформа, в 2021 году принято беспрецедентно большое количество законов (9), которые требуют еще около 50 подзаконных актов. Но, как оказалось во время обсуждения в среду в Совфеде, у леса полно других проблем, которые напрямую с древесиной и не связаны. В частности, пока не найдено решение ликвидации свалок на землях лесного фонда. Созданные в регионах единые операторы по определению занимаются твердыми бытовыми отходами, но свалки в лесах на 80% состоят из промышленных отходов. И если их «хозяин» не находится, то компенсировать расходы за вывоз такого мусора операторы могут только за счет увеличения тарифов для населения.
Ученые считают, что лесу нужен комплексный подход, особенно с учетом новой глобальной климатической повестки. Россия – одна из крупнейших лесных держав, на территории которой расположена пятая часть всех лесов планеты (по запасам лесных ресурсов РФ занимает второе место после Бразилии). Но как отметила председатель научного совета РАН по лесу Наталья Лукина, при проведении инвентаризации лесов не учитывалась их углеродпоглощающая способность. Россия серьезно отстает от мировой повестки, тогда как в мире существуют уже сотни лесоклиматических проектов, а КНР вышла на первое место в мире по количеству гектаров, используемых для регулирования климата. Владимир Путин, выступая на ПМЭФ-2021, отмечал, что выручка от проектов климатической отрасли в России в перспективе может превысить 50 млрд долл.
Чтобы повысить прозрачность лесной отрасли, точечных мер недостаточно, и необходима полноценная законодательная база, в этом направлении начата и продолжается большая работа, поэтому сейчас подводить итоги достаточно рано, считают в Рослесхозе.
«Изменения, которые запущены с начала этого года в лесной сфере, происходят во исполнение поручений президента и в рамках реализации плана декриминализации и развития лесного комплекса, утвержденного в октябре прошлого года вице-премьером Викторией Абрамченко, – сообщили «НГ» в ведомстве. – В феврале 2021 года вступил в силу закон, который призван обеспечить государственный контроль над всеми этапами заготовки древесины, ее перевозки и передачи в переработку или на экспорт. Одну их ключевых ролей в этом процессе будет играть цифровизация лесного комплекса, в краткосрочной перспективе – модернизация единой государственной автоматизированной информационной системы учета древесины (ЛесЕГАИС), в долгосрочной – создание федеральной государственной информационной системы лесного комплекса».
Кроме того, отметили в ведомстве, принятые во вторник Госдумой в третьем и втором чтении два законопроекта позволят сформировать единую госсистему лесоучетных работ и актуальную, непрерывно обновляемую информационную базу о состоянии, использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, улучшение механизмов лесоразведения и лесовосстановления, в том числе компенсационного.
Однако эксперты пока не в восторге от результатов проделанной работы. При этом запрет экспорта кругляка, по их мнению, не поможет решить основные проблемы этой отрасли.
«На мой взгляд, пока законодателям не удалось выстроить простую и эффективную или хотя бы эффективную регулирующую систему, – сказал «НГ» директор FSC России Николай Шматков. – Внесенные поправки «затыкают» отдельные бреши, но многие ключевые проблемы лесного сектора остались нерешенными. Бизнес «ошалевает» от потока законодательных изменений, многие из которых – например, касающиеся лесоустройства – ведущие эксперты считают нереалистичными и даже вредными. Все это создает не ощущение стабильности и предсказуемости, так важных для ведения бизнеса и инвестиций – а, наоборот, крайнюю нервозность и неуверенность в будущем».
Поправки в Лесной кодекс призваны сделать рынок более прозрачным и устойчивым, но пока эффекта от них нет, сказал «НГ» управляющий партнер «BMS Group» Алексей Матюхов. «Нельзя сказать, что Россия готова отказаться от официального экспорта круглого леса, так как такой сценарий возможен только при достаточных внутренних мощностях для глубокой переработки древесины – начиная от базовых стройматериалов и заканчивая производством древесно-стружечных плит и целлюлозно-бумажной продукции. Фанерно-плитные и мебельные предприятия, конечно, появляются, но их недостаточно для переработки всего круглого леса, заготавливаемого в России».
Так быстро и бессистемно, как сейчас, российское лесное законодательство не менялось никогда за всю свою историю, сказал «НГ» руководитель лесного отдела Greenpeace России Алексей Ярошенко. «Принимаемые сейчас поправки к Лесному кодексу и смежным законам ужесточают контроль за потоками древесины и правильностью оформления многочисленных лесных бумаг, но при этом создают все новые и новые препятствия для правильного и эффективного лесного хозяйства – так что на ближайшие годы они практически гарантируют сохранение так называемой «экстенсивной», или бесхозяйственной, модели лесопользования», – говорит эксперт.
«Речь об огромном объеме поправок, плюс несколько десятков новых подзаконных актов, которые должны быть приняты, плюс несколько десятков было обновлено с начала года в рамках так называемой «регуляторной гильотины». Но ситуация в лесном хозяйстве от этих поправок не только не сделалась более прозрачной и управляемой, а скорее наоборот – стала еще более мутной и неуправляемой, – считает Ярошенко. – Люди просто не могут нормально работать, когда правила меняются так часто и непредсказуемо. Воров это почти не останавливает – ведь тот, кто приходит в отрасль, чтобы лес воровать, заранее готов к какому-то уровню риска для репутации и свободы, а вот тот, кто хочет работать честно и инициативно, оказывается в самой неприятной ситуации».
Новые законы и правила работать не будут просто из-за обилия ошибок, неясностей и нестыковок, а значит, их придется опять переделывать, считает эксперт. «Эта чехарда с лесным законодательством не кончится ни в нынешнем году, ни вообще в обозримом будущем – она надолго, и это убивает надежду и у оставшихся специалистов, и у выпускников лесных вузов и техникумов, которые могли бы прийти в отрасль», – отмечает эксперт.
Сам по себе запрет экспорта необработанной древесины не очень сильно повлияет на увеличение экспорта обработанной, поясняет он. «Сейчас в необработанном виде из России экспортируется примерно 6–7% от общего объема заготавливаемой древесины. В масштабах страны запрет экспорта кругляка не будет иметь принципиального значения, но он очень сильно отразится на жизнеспособности лесных предприятий, в основном в Сибири и на Дальнем Востоке», – говорит Ярошенко.
Гораздо серьезней, по его мнению, проблема истощенности российских лесов в целом. «Российская тайга в течение многих десятилетий используется как природное месторождение древесины, без реального лесного хозяйства и эффективного воспроизводства наиболее ценных в хозяйственном отношении лесов. Самые доступные леса уже критически истощены, лесозаготовительные и перерабатывающие предприятия выживают за счет доедания скудных и обычно самых далеких остатков, и для большинства из них жестокий сырьевой голод – это перспектива ближайших одного-двух десятилетий (а многие уже позакрывались и поумирали по этой причине)», – отмечает эксперт.
При этом, добавляет он, еще растут и непроизводительные потери – от катастрофических пожаров, от вспышек численности вредителей и болезней, которые тоже растут по мере изменения климата. «Бесхозяйственное использование лесов и как следствие – прогрессирующее их истощение является гораздо более серьезной угрозой российским лесам, особенно тайге, и зависящим от них лесным поселкам и предприятиям, чем лесной экспорт, – говорит Ярошенко.
Правительство проводит долгосрочную политику, направленную на сокращение ограничения вывоза необработанной древесины, рассказали «НГ» в Минэкономразвития. В 2009 году были введены вывозные таможенные пошлины, размер которых корректировался в зависимости от ситуации на внутреннем рынке и принимаемых Российской Федерацией международных обязательств. Кроме того, были введены вывозные квоты, которые ограничили возможность вывоза древесины, и одновременно было предусмотрено постепенное повышение ставки пошлины вне квоты.
«В результате экспорт необработанной древесины сократился более чем на 58% с 2008 по 2020, а доля продукции переработки в структуре экспорта выросла с 54% в 2008 до 68% в 2020 году», сообщили в министерстве.
Предприятия лесного комплекса получают различные виды господдержки, с 1 января 2021 действует еще одна мера поддержки – новый стандарт Фонда развития промышленности «Проекты лесной промышленности», разработанный специально для стимулирования развития переработки древесины, в рамках которого предусматривается предоставление льготных займов по ставке от 1% до 3% в размере 20-100 млн. руб. сроком до 3 лет.
комментарии(0)