Глава Минэкономразвития Максим Решетников уверен, что ценовой «амортизатор» побудит отечественный бизнес инвестировать в производство. Фото фонда «Росконгресс»
Россия твердо встала на путь ограничения экспорта ради сдерживания внутренних цен на широкий спектр товаров – от продовольствия до металлолома и древесины. Движение по этому пути предполагает нарастающее различие между мировыми и российскими ценами, а также введение все новых и новых запретов и ограничений на вывоз товаров из страны. Еще несколько месяцев назад власти стремились наращивать экспорт – в том числе и несырьевой. Но сегодня главным критерием для правительства стало сдерживание цен, а вовсе не наращивание экспортных доходов. О смене экономических приоритетов заявил глава Минэкономразвития Максим Решетников. Эксперты прогнозируют, что инвестиции в производство товаров в РФ станут меньше из-за запретов и ограничений экспорта.
Если цены продолжат расти, то Россия может расширить экспортные меры, включая прямые экспортные ограничения и плавающие тарифы, которые вводят «гибкие экспортные тарифы» на дополнительные товары, заявил Максим Решетников. Что касается внутреннего потребления, Россия отменяет большинство ценовых ограничений, но продолжит субсидировать некоторые основные продукты питания, такие как хлеб и мука, сообщил министр в интервью Financial Times (FT).
Глава ведомства считает, что «любые новости о прогнозах урожая» могут спровоцировать новое удорожание. «Нет никаких гарантий, что мировые цены на продукты питания стабилизировались и достигли своего пика», – сообщил Решетников.
На прошлой неделе в ООН сообщили, что цены на продовольствие в мире растут максимальными за последние 10 лет темпами. При этом заметно опережая даже продовольственную инфляцию в РФ. Индекс мировых продовольственных цен растет уже 12 месяцев подряд. В мае этот индекс достиг самого высокого уровня с сентября 2011 года, сообщает ФАО – Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН. Лидерами подорожания, по данным ФАО, стали растительные масла, сахар, зерновые, мясо и молочная продукция (см. «НГ» от 06.06.21).
По словам Решетникова, Россия как один из крупнейших в мире экспортеров зерна рассматривает вопрос о том, как наилучшим образом поддержать экспорт продовольствия, одновременно защищая потребителей на внутреннем рынке от роста цен. При этом, отметил российский министр, действующие в РФ меры по ограничению экспорта пока будут сохранены.
По словам Решетникова, ограничения на экспорт, которые он назвал ценовым «амортизатором», также призваны побудить отечественных производителей больше инвестировать в производство. «Это один из наших источников роста за счет добавления новых производственно-сбытовых цепочек – зерно подталкивает животноводство вперед, животноводство продвигает вперед молоко и так далее», – сказал он.
В Минсельхозе «НГ» сообщили, что правительством РФ уже разработаны необходимые меры для стабилизации цен на базовые продукты питания и ряд механизмов уже реализуется. «В настоящий момент Минсельхоз совместно с другими ведомствами продолжает постоянный мониторинг и анализ ситуации. В случае необходимости будут рассмотрены соответствующие меры регулирования», – отметили в ведомстве Дмитрия Патрушева.
Напомним, в конце 2020 года власти обратили внимание на ускоряющиеся цены на продукты, в частности на стоимость подсолнечного масла и сахара. В декабре 2020 года ретейлеры и поставщики при участии Минсельхоза договорились зафиксировать цены.
С 15 февраля и по 30 июня 2021 года также действует квота на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы в объеме 17,5 млн т. В рамках квоты пошлина ниже, за ее пределами становится запретительной – 50% от таможенной стоимости, но не менее 100 евро за тонну. Сначала пошлина на вывоз пшеницы из России в рамках квоты составляла 25 евро за тонну, затем, с марта, она была повышена до 50 евро.
C 1 апреля в стране заработал постоянный механизм регулирования зернового рынка. Ценовой демпфер состоит из двух частей: экспортной пошлины, которая будет меняться по заранее известным правилам, и механизма поддержки сельхозпроизводителей.
Предполагается, что за счет господдержки участники рынка смогут компенсировать до 50% затрат на производство продукции. Кроме того, реализация меры, как считается, позволит предотвратить перенос колебаний мировых цен на зерно на внутренний рынок, а значит, поможет избежать роста цен на хлеб.
В свою очередь, механизм зернового демпфера предполагает, что со 2 июня пошлины станут гибкими. Их размер будет определяться исходя из цены зерновых на мировом рынке. Так, по данным Минсельхоза, опубликованным ведомством 28 мая, экспортная пошлина на пшеницу и меслин (смесь пшеницы и ржи) со 2 июня составит 28,1 долл. за тонну, на ячмень – 39,6 долл., кукурузу – 52,2 долл. за тонну. Ставка экспортной пошлины на пшеницу и меслин рассчитана исходя из индикативной цены в размере 240,2 долл. за тонну, на ячмень – при цене 241,7 долл., на кукурузу – 259,7 долл. за тонну.
Замглавы Минсельхоза Оксана Лут ранее говорила, что плавающая пошлина и квотирование станут постоянными мерами, которые будут устанавливаться на второе полугодие сельскохозяйственного сезона – с января по июнь. По ее словам, это нужно для обеспечения продовольственной безопасности страны.
Под экспортные ограничения теперь попала и российская гречиха. Фото с сайта www.mcx.gov.ru |
В ведомстве Патрушева также отмечали, что с ноября 2020 года наблюдается существенное увеличение экспорта российской гречихи в ряд стран-импортеров на фоне сложившейся мировой конъюнктуры. По данным Союза экспортеров зерна, самым крупным покупателем российской гречихи в этом сельхозгоду (с 1 июля 2020 года по 21 апреля 2021 года) стал Китай – 26,2 тыс. т. На втором месте Латвия, куда было поставлено 14,3 тыс. т гречихи. Тройку лидеров замыкает Украина – 13,2 тыс. т.
По мнению экспертов «НГ», ограничения экспорта могут давать эффект только непродолжительное время. «Ограничения, как правило, работают лишь на коротких отрезках, когда появляется необходимость погасить нежелательный всплеск потребительской паники. В долгосрочном плане ограничения экспорта приводят к сокращению инвестиций в развитие, так как производители не видят смысла в расширении бизнеса», – рассказывает эксперт «Открытие Research» Андрей Кочетков. По его словам, внутренний рынок уже обеспечен продовольствием, но из-за разницы цен поставщики склонны экспортировать свою продукцию.
Как считает эксперт, выходом из данной ситуации могли бы стать обязательные квоты для внутреннего рынка с возможностью продавать излишки без существенных ограничений. «В данном случае нет искусственного ограничения экспорта на продукцию сверх обязательных продаж внутри страны, но без выполнения обязательной части нет и возможности экспортировать. Такой подход мог бы оказывать стимулирующее воздействие на производителей, чтобы у них была возможность наращивать производство для увеличения своих экспортных объемов», – рассуждает аналитик.
Искусственно препятствовать экспорту означает также снизить приток валютных доходов в экономику и бюджет, напоминает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Он также не исключает, что в случае расширения экспортных ограничений Россия может также потерять некоторую долю на мировом рынке, которую тяжело будет восстанавливать в дальнейшем. «Прямые ограничения вывоза товаров, безусловно, вынужденно перенаправят потоки на внутренний рынок. Но производители при этом будут недополучать часть выручки по сравнению с возможными продажами за рубежом. Такие потери будут не стимулировать наращивание производства, а подрывать его», – полагает он.
Аналитик считает, что следует искать компромисс с внутренним рынком, на котором из-за снижения поставок растут цены. Но прямое ограничение экспорта – плохое решение, хотя оно и способно повысить предложение и ограничить цены, говорит он.
В экспортных ограничениях есть свои весомые «но». «Население страны сокращается, платежеспособность домохозяйств невелика, поэтому со временем может возникнуть дисбаланс в сторону предложения. А если чересчур увлечься ограничениями экспорта, можно потерять главные экспортные рынки России – Китай, Турцию, Казахстан», – приводит пример руководитель департамента компании «Универ Капитал» Андрей Верников.
«Любой экономист сможет сделать прогноз: аграрии в условиях высоких цен на мировом рынке будут всеми силами наращивать экспорт. И только если российские производители продовольствия убедятся в решительности правительственных структур, они будут вынуждены играть по правилам Белого дома», – комментирует слова главы МЭР о возможном ограничении экспорта для удержания цен профессор СПбГУ, эксперт Валдайского клуба Станислав Ткаченко.
Правительственная тактика ограничительных мер не может быть успешной. «Она не привлечет, а скорее отпугнет инвесторов в силу нерыночного характера мер. Именно такой нетранспарентной политики бизнес боится больше всего. Российские инвесторы поймут меры по адресной помощи наиболее бедным гражданам, Но установление шлагбаумов на границах во времена, когда мировые цены стремительно растут, явно антирыночная мера», – подчеркивает он.
комментарии(0)