Смягчение карантинных мер в Турции не помогло российским туристам. Фото Reuters
Правительственный оперштаб в ночь на вторник официально продлил запрет на посещение турецких курортов. Во время карантина 2020-го в российских турфирмах остались миллиарды рублей предоплаты за несостоявшийся отдых. В этом году россияне дополнительно внесли предоплату в 270 млн евро за несостоявшийся июньский отдых в Турции. Туриндустрия просит у правительства продлить сроки возврата средств гражданам. Эксперты сравнивают продажи путевок в закрытые страны с активностью лисы Алисы и кота Базилио на поле чудес в Стране дураков.
Туриндустрия подсчитала убытки от продления до 21 июня действующего с 15 апреля запрета на посещение курортов Турции, решение о котором принял накануне оперштаб по борьбе с коронавирусом.
Почти 340 тыс. россиян приобрели туры в Турцию с вылетом с 1 по 30 июня, общая стоимость приобретенных ими туров составляет 274 млн евро, сообщила во вторник Ассоциация туроператоров России (АТОР). А пресс-секретарь Российского союза туриндустрии (РСТ) Ирина Тюрина напомнила, что с 15 апреля по 1 июня Турцию планировали посетить более 500 тыс. россиян. В итоге в целом в результате закрытия страны без отдыха остались около 1 млн российских туристов.
Задолженность туррынка перед туристами приближается к 50 млрд руб. только по Турции, сообщает специализированное издание «Турпром». РСТ сообщил во вторник порталу «Интерфакс-Туризм», что по состоянию на начало февраля 2021 года туроператоры сократили объем неисполненных обязательств перед туристами с более 40 млрд до 16 млрд руб., в первую очередь за счет реализации чартерных программ в Турцию. Однако ограничение на авиасообщение с Турцией ведет к резкому росту объема отложенных обязательств, заявила Тюрина.
Президент РСТ Андрей Игнатьев обратился в Ростуризм с просьбой продлить отсрочку обязательств туроператоров перед туристами до конца 2022 года и распространить ее на туры в Турцию и Танзанию, не состоявшиеся в 2021 году. По действующему постановлению правительства туроператоры должны или выполнить обязательства перед туристами, отправив их на отдых, или вернуть деньги до 31 декабря 2021 года. Из-за продления запрета возможности туроператоров по возврату средств за прошлогодние туры резко снижаются, что чревато массовыми потребительскими конфликтами, предупредили в РСТ. Там предложили синхронизировать механизмы исполнения отложенных обязательств туроператорами с авиакомпаниями, которым правительство сразу предоставило право на отсрочку на три года.
Несмотря на то что оперштаб решил со 2 июня возобновить авиасообщение с Великобританией, а с 10 июня открывается авиасообщение с Австрией, Венгрией, Ливаном, Люксембургом, Маврикием, Марокко, Хорватией, у российского массового туриста выбор летнего отдыха по-прежнему небольшой. Увеличено количество авиарейсов с Грецией и Египтом, но речь, как правило, о столицах. Сроки восстановления авиасообщения с курортами Египта пока не установлены, заявили в Кремле. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков подтвердил факт недавней очередной поездки инспекционных комиссий из России в аэропорты египетских курортов, чтобы установить их готовность к возобновлению чартерного авиасообщения между двумя странами, однако сроки восстановления такого сообщения так и не установлены.
Возможность замены туров в Турцию (власти которой с середины мая постепенно смягчают антикоронавирусные ограничения) на российские курорты ограничена, поскольку качественный номерной фонд на лето в основном уже забронирован, заявили в РСТ. В Крыму, например, ожидают рекордного турпотока. В 2020 году Крым принял 6,3 млн туристов, на 15% меньше 2019 года, когда тут побывали рекордные для постсоветского периода 7,4 млн человек (в 1980-х годах тут отдыхали до 9 млн человек ежегодно).
Ростуризм планирует развивать внутренний туризм не за счет ограничений выезда, а за счет создания собственного конкурентоспособного продукта, так как закрытие массовых направлений зарубежного отдыха создает сложности для людей и турбизнеса, заявила в субботу руководитель ведомства Зарина Догузова.
Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь не советует россиянам в 2021 году вкладывать деньги в покупку путевок на зарубежные курорты. «По санитарным причинам в любой момент может быть закрыто любое зарубежное направление, поэтому оплата заранее путевок в закрытые страны сейчас – это своего рода рулетка. Путевки оплачиваются в основном со 100-процентной предоплатой, ведь турфирмы объясняют, что при отложенном платеже поездка обойдется гораздо дороже. И часто турфирмы выступают в роли тех самых лисы Алисы и кота Базилио, рассказывая клиентам, что у них есть инсайд из Роспотребнадзора о том, что та или иная страна вот-вот откроется, сейчас, в частности, заманивают таким образом, например, в Болгарию», – говорит она.
Открытие полетов в какие-то города Европы или увеличение количества рейсов в Каир проблему не решает, говорит Дехтярь. «Восьмичасовая поездка в автобусе от столицы Египта до курортов и обратно отпугивает многих. Или вот открылась Марокко, но в летние месяцы там стоит невероятная жара. И главная проблема – нет уверенности, что в таких странах отдых будет правильно и честно организован, и не повторится история, как с Кубой, когда гостиницы продавали по два раза, а клиентов держали в обсерваторах, при этом до сих пор не ясно, болели они или нет, так как проверка так и не проведена. Так что лучше всего в этом году проводить отдых недалеко от дома, на даче или в пансионате, тем более что российские курорты на море – битком, в том числе по двойным ценам сданы и квартиры».
«Если рассматривать введенные ограничения прагматично, с точки зрения стимулирования спроса на внутренние направления, то шансы на открытие Турции в июле–сентябре велики: сезон отпусков к концу лета закончится и сентябрьское открытие границ большого урона внутренним направлениям не принесет, – сказала «НГ» старший директор департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Мережко. – Если рассматривать исключительно в контексте официально озвученной причины, то развитие ситуации с распространением коронавируса в Турции не прогнозируемо, тут можно только гадать».
По мнению эксперта, какая-то доля туристов еще надеется на возобновление регулярного авиасообщения и старт продаж турпакетов в Турцию, однако повторное закрытие этого популярного направления, безусловно, подействует отрезвляюще на перспективы этого лета для тех, кто все же хотел бы рискнуть.
«Турция – это все-таки в большей степени средний ценовой сегмент, а это ценовое предложение на внутренних направлениях не перегружено. Загрузка курортов Краснодарского края и Республики Крым летом будет очень высокой, но на текущий момент она явно не 100%. Самое дорогое и качественное предложение почти распродано, но в сегменте «4 звезды», «3 звезды» и ниже предложения есть, а значит, речи о том, что в России просто некуда поехать на отдых к морю, не идет», – говорит Мережко.
По мнению эксперта, вопрос больше в том, что турист, ориентирующийся на средний ценовой сегмент достаточно сильно пострадал от последствий коронавируса в плане уровня и стабильности доходов в сравнении с «доковидным» периодом. «В ситуации, когда отдых переносится раз за разом и перспективы возврата туров до конца не ясны, равно как не ясно, все ли туроператоры и агенты переживут очередное потрясение, рисковать деньгами и возможностью отдохнуть будут, скорее всего, все-таки немногие», - полагает эксперт.
«Доля туристов, которые будут готовы по-прежнему покупать туры в Турцию на период июль-август представляется очень небольшой, - продолжает Мережко. - Тот, кто планировал отпуск заранее, оплатил его еще в апреле-мае. Горящих продаж в такой ситуации явно не будет (только на даты максимально близкие к дате «пуска» направления, если он все-таки состоится). Плановых же покупок с надеждой на открытие и хорошую цену будет вряд ли больше 5-10% от общего числа туристов, которые всерьез рассматривали для себя Турцию, но еще не приобретали путевку. Кроме того, в этом году активно продаются туры на популярных внутренних направлениях, не связанных с отдыхом на море (та же система кэшбэк для среднего ценового сегмента – выгодное предложение). Операторы сами заинтересованы в том, чтобы максимально переориентировать спрос. В ситуации с таким уровнем неопределённости рисковать будут не готовы обе стороны».
комментарии(0)