Взгляды главы Минпромторга Дениса Мантурова и первого вице-премьера Андрея Белоусова на регулирование цен различаются. Фото РИА Новости
Расширяющаяся практика ценового администрирования беспокоит российский бизнес и часть министров, которые хотят заменить ценовой диктат на продовольственные интервенционные фонды. О недопустимости «заигрываться» с регулированием цен высказался во вторник глава Минпромторга Денис Мантуров. Российский бизнес, в свою очередь, предлагает властям организовать выплаты нуждающимся вместо ценового администрирования всего сельского хозяйства. Однако в правительстве есть и те, кто знает и назначает правильные цены для госзакупок. По их логике «нахлобучивают» бюджет все, кто поставляет картошку, огурцы, кирпичи или мясо для государственных структур по неправильным ценам.
Российский бизнес убеждает чиновников остановить практику госрегулирования или фиксирование цен на различные товары. Дискуссия о ценовом регулировании состоялась во вторник на стратегической сессии «Борьба с ростом цен – необходимый шаг или путь к пустым прилавкам». На этой дискуссии выяснилось, что риски сокращения производства возникают даже при более-менее рыночном вмешательстве в цепочки поставок продовольствия.
Падение закупочных цен на куриные яйца стало позитивным следствием принимаемых на рынке стабилизационных мер, заявил замминистра промышленности и торговли РФ Виктор Евтухов. «Когда недавно упали яйца в цене значительно – действительно была высочайшая цена, были приняты решения определенные, и эти тендеры (на закупку яиц. – «НГ») свалились до 40 руб. – я так радовался... Только несчастьем для агрокомплекса оказалось», – рассказал он. «Сейчас наша задача убедить ретейл повысить цены, чтобы не сократилось поголовье кур и все-таки мы не получили дефицит. Это опасная история», – признал замминистра.
Прямое вмешательство чиновников в формирование цен – действительно опасная история. Только понимают это далеко не все.
Глава Минпромторга Денис Мантуров сообщил, что ситуация с ценами на социально значимые товары в РФ сейчас в целом стабильная. Он также надеется, что эта тенденция сохранится и в будущем.
В Минпромторге считают, что совсем уж заигрываться в историю регулирования цен на социально значимые товары не нужно. Тем не менее в министерстве считают, что сдерживание цен на сахар и подсолнечное масло за счет заключения в конце прошлого года соглашений между торговыми сетями и сельхозтоваропроизводителями было вынужденной и правильной мерой.
При этом многие чиновники убеждают население, что их вмешательство в цены таковым вовсе не является. Мантуров считает, что власти лишь выступили в роли модераторов между производителями и ретейлом. «Регулирования цен как такового не было. Было сотрудничество», – добавляет замглавы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев.
В качестве альтернативного способа прямого госрегулирования цен часть чиновников предлагает задуматься о возвращении закупок в интервенционные фонды. Так, замглавы Минсельхоза Оксана Лут предлагает вернуться с 2022 года к закупкам зерна в интервенционный фонд. Она также предлагает задуматься о государственных закупках сахара. «У нас были мысли вернуться к зерновым интервенциям и к сахарным, потому что в любом случае такие вещи можно делать только с теми продуктами питания, которые хранятся долго, даже если это будет конечный продукт, он должен долго храниться и должны быть определенные мощности по хранению, определенные условия, которые или уже должны быть созданы, или их надо создавать», – разъяснила она.
Государственные интервенции использовались в РФ для стабилизации цен на зерновые культуры и поддержку аграриев с 2001 года. При резком росте цен государство продает зерно из госфонда и тем самым останавливает подорожание. А при падении цен – снова закупает зерно в резервный фонд.
При этом объем зерна в интервенционном фонде по состоянию на 14 мая составлял 122,2 тыс т. Последние торги по продаже зерна из фонда в рамках товарных интервенций состоялись в феврале 2021 года, а закупочные интервенции последний раз проводились аж в 2016 году.
Резкое падение цен на куриные яйца может привести к их нехватке. Фото агентства «Москва» |
В рамках этой логики находится и предложение Минсельхоза о создании сахарного интервенционного фонда. В министерстве заявляют, что в такой фонд можно было бы закупить до 500 тыс. т, что соответствует месячному потреблению сахара. «Такая мера может обеспечить бесперебойные поставки сахара и сохранить стабильную ценовую ситуацию в долгосрочной перспективе», – заявлял Патрушев. Окончательного решения о создании сахарного фонда в правительстве пока нет.
При этом с 1 июня заканчивается срок действия соглашений по заморозке цен на сахар, согласно которым отпускная цена зафиксирована на уровне 36 руб./кг., розничная – 46 руб./кг. «Прямые государственные интервенции требуют прямых затрат из бюджета, то есть эти средства, по сути, «замораживаются», причем не факт, что закупленная продукция будет позже реализована по рыночным ценам или вообще будет реализована. Соответственно, при списании продукции деньги в бюджет могут и не вернуться. Государственные интервенции создают дополнительный спрос, позволяют либо удержать определенный ценовой уровень, либо в принципе обеспечить спрос на продукцию какого-то сегмента или даже конкретного игрока», - отмечает управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов.
Впрочем, не все в правительстве считают госрегулирование цен избыточным. Некоторые чиновники и вовсе полагают, что растущие цены приводят к сверхдоходам компаний и к потерям бюджета. Так, накануне первый вице-премьер Андрей Белоусов обвинил металлургов в получении 100 млрд руб. сверхдоходов из-за роста цен. «Мы посчитали, что металлурги нас – извините за это слово – «нахлобучили» в части госкапвложений и гособоронзаказа примерно на 100 млрд руб... Я говорил некоторым из них: «Ребят, я сейчас даже не буду думать, как с вас снять – такой налог, сякой, через НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых. – «НГ»)», – рассказывал чиновник в интервью РБК ТВ.
По такой логике все производители, к примеру, того же хлеба также получали сверхприбыли из-за роста цен на зерно.
С такой позицией вице-премьера, впрочем, согласны не все. Так, по мнению Евтухова, тезис о получении сверх- или допдоходов очень условный. «Кто-то зарабатывает больше EBITDA, кто-то меньше EBITDA. Соответственно, кто работает вбелую, а это металлурги, химики, они платят больше соответственно налогов, больше инвестируют. Другой вопрос... как это влияет на другие отрасли экономики», – уточняет чиновник.
С выводами Белоусова не согласны и в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП). «Расчет ущерба для экономики в 100 млрд руб. вызывает вопросы: налоговые перечисления металлургических компаний в этом году благодаря конъюнктуре рынка металлов существенно выросли и превышают затраты госстроек от роста цен», – приводит заявление союза Интерфакс. В целом федеральный бюджет и бюджеты 28 регионов страны получат дополнительно к показателю прошлого года 250 млрд руб. налоговых перечислений, указывают в РСПП.
Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики неприемлемо, считают эксперты «НГ». «Это приводит к искажению условий рынка, неверным сигналам производителям и потребителям, что в конце концов ведет к дефициту товаров», – предупреждает аналитик «Открытие Брокер» Оксана Лукичева, подчеркивая, что решать проблемы с бедностью, неравенством за счет рынка в корне неправильно. По мнению аналитика, для этого существует другой набор мер, который приводит к более равномерному распределению доходов населения, снижению уровня бедности.
В качестве примера она приводит идею социального казначейства. Оно, как считает Лукичева, в этом плане скорее является методом реализации мер поддержки нуждающихся слоев населения. «В мире существует широкий набор средств для этого, например, продовольственные карты для нуждающихся слоев, субсидии и дотации по различным поводам, страховые социальные выплаты, прогрессивное налогообложение и прочее», – перечисляет Оксана Лукичева. Сегодня многое делается для адресной поддержки населения, считает профессор РЭУ им. Плеханова Вячеслав Чеглов. «Сейчас только на федеральном уровне существует около 800 различных видов адресной помощи. Другое дело, что при таком разбросе итоговые суммы, которые получает адресат, мизерные. Да и насчет адресности есть вопросы», – рассуждает он.
Всплеск инфляции в России – это результат действий регуляторов как Банка России, так и мировых центробанков, напоминает руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «Любые нерыночные методы – это плохо, включая ограничения и/или запрет экспорта или импорта. Хотя понять чиновников тоже можно – скоро в России парламентские выборы, поэтому им нужен результат любой ценой. Даже если «одно лечим, а другое калечим». В итоге, когда цены в мире и, как следствие, в России растут, то надо их ограничить или обложить бизнес налогом, то есть залезть в карман к акционерам. А если падают, то это проблемы бизнеса», – отмечает он.
При этом известно, что инфляция – это налог на бедных, продолжает экономист. И для наименее обеспеченных слоев инфляция выше, чем публикует Росстат. «И эту проблему надо решать не через регулирование цен на социально значимые товары, а через адресные социальные выплаты наименее обеспеченным слоям, семьям с детьми и т.д.», – резюмирует эксперт.
Примечательно: тема большей адресной поддержки населения звучит и от чиновников. Так, Андрей Белоусов заявлял, что текущая господдержка бедных в стране не покрывает всех нуждающихся. Решить эту проблему, по его мнению, должен такой механизм, как «социальное казначейство». Это, по сути, система, которая точно будет видеть тех граждан, которые нуждаются в помощи, и доводить ее до них, обещает чиновник. «Как только это будет создано, поддержка реально станет адресной. Потому что сейчас она у нас категорийная, по категориям дается. Хотя настройка есть, но тем не менее я думаю, что от 20 до 30% мимо цели», – отмечал вице-премьер.
При этом не очень понятно, как «социальное казначейство», к примеру, будет учитывать серые доходы россиян и средства домохозяйств, не состоящих в официальном браке, но имеющих общий бюджет.
комментарии(0)