Фото Дениса Грошева
25 мая в Государственной думе РФ под председательством зампреда ГД Игоря Ананских проведен круглый стол о внесении изменений в законодательство РФ в целях совершенствования проведения медицинских осмотров. Участники из министерств, отраслевых комитетов ГД и общественники обсудили возможность проведения телемедицинских осмотров для всей отраслей, которые связаны с риском для работника, других сотрудников предприятия, и окружающих, если речь об участнике дорожного движения. По итогам круглого стола парламентарии выразили мнение о необходимости внесения законодательных предложений на рассмотрение Госдумы как можно скорее. Вызвано это необходимостью отрегулировать систему медицинских осмотров, которая в настоящее время исполняется не в полном объеме.
По приказу Минздрава № 835 водители, занятые на грузовых и пассажирских перевозках, должны как минимум дважды в день проходить очные медицинские осмотры. До выхода на рейс водителю нужно получить допуск у врача или фельдшера к управлению транспортным средством, по окончанию смены – повторно проверить состояние здоровья. На практике осмотры проводятся далеко не всегда, что связано с организационными ограничениями.
Такое требование нельзя реализовать во многих таксопарках и ряде региональных автопарков по стране, поскольку каждому предприятию нужно нанять два-три медработника с посменным графиком, а также выделить и оборудовать площади под медицинские кабинеты. Это невозможно и по экономическим соображениям, и по причине кадрового дефицита медработников. Особенно критична ситуация в области грузовых перевозок, где дальнобойщики уходят в рейс на несколько суток, отдалившись от парка на сотни километров.
«Дефицит врачей и фельдшеров для проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей на сегодняшний день по разным оценкам достигает 300 тыс. человек. Телемедицина решит вопрос с оценкой состояния здоровья водителей, кто садится за руль, а это наша безопасность на дорогах. Принятие необходимых законов и нормативно-правовых актов изменит ситуацию кардинально. Водитель будет садиться с нормальным давлением, пульсом, и будет меньше аварий на дорогах», — сказал зампред комитета Госдумы по транспорту, координатор федерального проекта «Безопасные дороги» Владимир Афонский на круглом столе о проведении телемедицинских осмотров работников.
Показатель дефицита медперсонала относится и к медосмотрам работников, занятых на железнодорожном транспорте, объектах энергетики и производстве. Депутат ГД Владимир Афонский называет эту проблему системного уровня, по его словам, проведение телемедицинских осмотров работников, что до сих пор не предусмотрено законодательном уровне, принесет положительный результат.
В условиях развитого рынка дистанционных технологий в здравоохранении такой излишний регуляторный барьер, как обязательство по очным медосмотрам, привел к двум типам нарушений. Это упрощенная версия медосмотра, когда медработник сокращает число действий: не каждый раз проверяет у работника артериальное давление или пульс. Другая вариация привела к теневому рынку путевых листов, где проще и быстрее поставить отметку о медосмотре, но не проходить его. На круглом столе предложено альтернативное решение – это проведение телемедицинских осмотров водителей, которые позволят автоматизировать медконтроль.
Вместе с этим, действующими нормативными актами не отрегулировано, какой вид отметки можно ставить в путевом листе. В 2019 году приказом Минтранса № 467 из порядка заполнения путевых листов был исключен штамп, и отметку о медосмотре стало достаточным заверять только одной подписью врача. Конечно, прыткие водители сами себе проставляют такой автограф, ссылаясь на документ. В порядке проведения медосмотров 2014 года по приказу Минздрава 835н по-прежнему сохранено требование о штампе. Разное содержание привело к разному толкованию. Отсутствие единого стандарта по отметкам о прохождении медосмотра можно считать законодательным пробелом. Его можно устранить с помощью применения возможностей информационной передачи данных.
Обязательные медицинские осмотры работников, отмечает Афонский, схожи с постоянном мониторингом здоровья, общей целью которых является оценка состояния здоровья на конкретный момент времени. С одной лишь разницей, что цель медосмотра – допустить или не допустить к работе. Например, к управлению транспортным средством и перевозке пассажира, если речь идет о таксисте, или допуску на объект электроэнергетики.
Парламентарий называет еще один пробел, который образовался в силу специфики очного формата медосмотра. Это сложность в хранении медицинских данных. В свою очередь, телемедицинские осмотры позволяют собирать результаты осмотров в динамике, это потребуется, когда водитель будет проходить профосмотр и диспансеризацию. «Телемедицинские решения в системе медосмотров помогут предотвращать хронические неинфекционные заболевания. Такая задача поставлена президентом в послании Федеральному собранию по расширению диспансеризации с 1 июля», — дополнил Владимир Афонский.
комментарии(0)