0
3791
Газета Экономика Печатная версия

30.05.2021 20:35:00

"Белавиа" станет конкурентом "Победы"

Лукашенко променял Барселону и Киев на Сочи и Краснодар

Тэги: белоруссия, конфликт, иницдент, самолет, арест, протасевич, сапега, белавиа, пассажирские перевозки, победа, рф

Политический кризис в Белоруссии 2020. Все статьи по теме



белоруссия, конфликт, иницдент, самолет, арест, протасевич, сапега, белавиа, пассажирские перевозки, победа, рф Шанс для «Белавиа» занять свою нишу в полетах – стать жестским лоукостером. Фото Reuters

После запретов на полеты в Европу «Белавиа» собирается увеличить полеты в РФ и страны СНГ. Такой план представил первый заместитель премьера Белоруссии Николай Снопков. Попытка перехватить пассажиров у узбекских, таджикских, армянских и российских перевозчиков толкает «Белавиа» в нишу жесткого дисканунтера, где уже работает российская «Победа». Другой вариант для «Белавиа» – существование за счет белорусского, а точнее, российского бюджета.

«Мы будем наращивать полеты в тех странах, где пускают», – подчеркнул Снопков. Ставку в Минске делают на развитие направлений в страны СНГ, и в первую очередь в РФ. «Сочи, Краснодар, Минеральные Воды, Байкал, Алтай – есть масса прекрасных уголков России, которые нужно развивать белорусам с точки зрения туристического направления.

Уверен, что они («Белавиа». – «НГ») выстроят ту бизнес-модель, которая позволит компенсировать проблематику, существующую сегодня с Западом», – сказал белорусский чиновник в эфире телеканала «Беларусь 1».

Ранее идею восстановить авиасообщение с Россией в полном объеме высказывал премьер Белоруссии Роман Головченко. Он отметил, что в условиях «несправедливого давления западных стран» на республику страна рассчитывает на поддержку России. На это же указывал и президент Белоруссии Александр Лукашенко перед встречей в Сочи с президентом РФ Владимиром Путиным.

Напомним, неделю назад летевший из Афин в Вильнюс самолет ирландского лоукостера Ryanair экстренно был приземлен в минском аэропорту с помощью сообщения о минировании, которое впоследствии не подтвердилось. Этим бортом летел Роман Протасевич, основатель Telegram-канала Nexta, признанного в Белоруссии экстремистским. В результате этой операции оппозиционер был задержан.

Операция белорусских властей имела широкий резонанс. Саммит лидеров стран ЕС запретил белорусским авиакомпаниям летать в аэропорты ЕС, а также совершать полеты над европейской территорией. Великобритания также приостановила разрешение на выполнение полетов «Белавиа» и других белорусских авиаперевозчиков, включая чартерные компании. Похожее решение приняли и французские власти. Украина также приостановила авиасообщение с Белоруссией. После объявленных ограничений «Белавиа» отменила рейсы в Лондон и Париж до конца октября. На данный момент, судя по сервису Flightradar24, только российские перевозчики используют для полетов воздушное пространство Белоруссии.

Таким образом, Белоруссия в один момент потеряла важную роль авиационного пересадочного центра. Еще совсем недавно границу воздушного пространства между ЕС и Белоруссией пересекли 2,5 тыс. самолетов, из них 419 рейсов выполняла «Белавиа». В среднем самолеты этой компании летали в страны ЕС около 60 раз в день. По подсчетам аналитиков, потеря транзитных доходов обойдется Минску в 60–70 млн долл. в год.

«Белавиа» – главный белорусский пассажирский перевозчик, на который приходится почти 100% национальных перевозок. И пандемия довольно существенно ударила по показателям компании. В прошлом году компания перевезла 1,7 млн человек, что на 62% меньше, чем в 2019-м. По итогам 2020 года выручка компании снизилась в два раза – с 418 млн долл. в 2019-м до 200 млн долл. в 2020-м, следовало из отчетности компании за 2020 год. Чистый убыток «Белавиа» по итогам 2020 года составил 35 млн долл., притом что по итогам 2019-го компания получила прибыль в размере 32 млн долл. Но после введенных запретов финансовые показатели компании сильно ухудшатся.

Потеряют и другие компании, которым придется теперь облетать белорусское воздушное пространство. По расчетам компании Friendly Avia Support, затраты на топливо на дополнительный час полета узкофюзеляжного судна составят 2,5 тыс. долл., а широкофюзеляжного – 5–20 тыс. долл.

Официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода оценивал, что увеличение времени перелета на 30–60 минут приведет к росту цен как минимум на 5–10%. Пока только Киев и Вильнюс запретили любым самолетам из Минска независимо от того, белорусские они или нет, летать над своей территорией.

Дополнительные издержки вредят и российским авиакомпаниям, которые уже второй год несут убытки из-за карантинных ограничений и закрытых границ. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, за прошлый год авиакомпании РФ перевезли 69,2 млн человек, что на 46% меньше, чем годом ранее. Общий чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. против 4 млрд руб. прибыли в 2019 году.

За четыре месяца этого года российские авиакомпании перевезли 24,2 млн пассажиров, что на 29% меньше, чем за тот же период 2019 года, и соответствует показателю за январь–апрель прошлого года. Международными рейсами за этот период было перевезено 3 млн человек, что практически в три раза меньше прошлогоднего показателя. Спрос на полеты в страны СНГ также невысокий. За четыре месяца в СНГ было перевезено около 990 тыс. человек против 1,1 млн годом ранее.

На внутрироссийских рейсах было перевезено свыше 21 млн человек, что на 37% выше значений прошлого года. При сохранении текущих темпов к концу этого года будет перевезено около 63 млн пассажиров. Для сравнения: в 2019 году внутренними рейсами было перевезено 73 млн человек. При таких скромных результатах сложно предполагать, что ставка «Белавиа» на перелеты в РФ окажется прибыльной.

Планы «Белавиа» по развитию полетов в страны в СНГ сегодня выглядят криком отчаяния, а не продуманной бизнес-стратегией, считает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «У российских же авиакомпаний как раз есть отличный шанс привлечь клиентов из Беларуси, которым теперь придется летать в Европу через Россию, в то время как для Белоруссии в Европе небо закрыто», – рассуждает она.

Единственный коммерчески оправданный выход для «Белавиа» – пытаться стать подобием «евразийской Ryanair», то есть жестким дискаунтером. «Но это ей будет непросто, поскольку такая стратегия приведет к сокращению издержек и персонала, и непонятно, понравится ли это властям Беларуси, так как с политической точки зрения лишний прирост безработицы – не подарок. Кроме того, в этом направлении бизнеса уже работает российская «Победа». «Белавиа» же всегда была ближе к премиальным авиакомпаниям», – напоминает Мильчакова. 

Продолжение темы 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Более половины белорусов не считают себя отдельной нацией

Дмитрий Тараторин

Аналитики выяснили, какой образ будущего для Белоруссии выбирают ее граждане

0
1384
Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Киев надеется заполучить представителя Индии на "саммит мира"

Наталья Приходко

В Нью-Дели Дмитрий Кулеба постарается смягчить негатив в отношениях с Пекином

0
1211
КПРФ переводит проблемы миграции в политическую плоскость

КПРФ переводит проблемы миграции в политическую плоскость

Дарья Гармоненко

Отчет правительства в Госдуме пытаются привязать к теракту 22 марта

0
1872
Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Власти Киргизии нанесли удар по мафии

Виктория Панфилова

Впервые в республике арестован преступный клан

0
2697

Другие новости