Шанс для «Белавиа» занять свою нишу в полетах – стать жестским лоукостером. Фото Reuters
После запретов на полеты в Европу «Белавиа» собирается увеличить полеты в РФ и страны СНГ. Такой план представил первый заместитель премьера Белоруссии Николай Снопков. Попытка перехватить пассажиров у узбекских, таджикских, армянских и российских перевозчиков толкает «Белавиа» в нишу жесткого дисканунтера, где уже работает российская «Победа». Другой вариант для «Белавиа» – существование за счет белорусского, а точнее, российского бюджета.
«Мы будем наращивать полеты в тех странах, где пускают», – подчеркнул Снопков. Ставку в Минске делают на развитие направлений в страны СНГ, и в первую очередь в РФ. «Сочи, Краснодар, Минеральные Воды, Байкал, Алтай – есть масса прекрасных уголков России, которые нужно развивать белорусам с точки зрения туристического направления.
Уверен, что они («Белавиа». – «НГ») выстроят ту бизнес-модель, которая позволит компенсировать проблематику, существующую сегодня с Западом», – сказал белорусский чиновник в эфире телеканала «Беларусь 1».
Ранее идею восстановить авиасообщение с Россией в полном объеме высказывал премьер Белоруссии Роман Головченко. Он отметил, что в условиях «несправедливого давления западных стран» на республику страна рассчитывает на поддержку России. На это же указывал и президент Белоруссии Александр Лукашенко перед встречей в Сочи с президентом РФ Владимиром Путиным.
Напомним, неделю назад летевший из Афин в Вильнюс самолет ирландского лоукостера Ryanair экстренно был приземлен в минском аэропорту с помощью сообщения о минировании, которое впоследствии не подтвердилось. Этим бортом летел Роман Протасевич, основатель Telegram-канала Nexta, признанного в Белоруссии экстремистским. В результате этой операции оппозиционер был задержан.
Операция белорусских властей имела широкий резонанс. Саммит лидеров стран ЕС запретил белорусским авиакомпаниям летать в аэропорты ЕС, а также совершать полеты над европейской территорией. Великобритания также приостановила разрешение на выполнение полетов «Белавиа» и других белорусских авиаперевозчиков, включая чартерные компании. Похожее решение приняли и французские власти. Украина также приостановила авиасообщение с Белоруссией. После объявленных ограничений «Белавиа» отменила рейсы в Лондон и Париж до конца октября. На данный момент, судя по сервису Flightradar24, только российские перевозчики используют для полетов воздушное пространство Белоруссии.
Таким образом, Белоруссия в один момент потеряла важную роль авиационного пересадочного центра. Еще совсем недавно границу воздушного пространства между ЕС и Белоруссией пересекли 2,5 тыс. самолетов, из них 419 рейсов выполняла «Белавиа». В среднем самолеты этой компании летали в страны ЕС около 60 раз в день. По подсчетам аналитиков, потеря транзитных доходов обойдется Минску в 60–70 млн долл. в год.
«Белавиа» – главный белорусский пассажирский перевозчик, на который приходится почти 100% национальных перевозок. И пандемия довольно существенно ударила по показателям компании. В прошлом году компания перевезла 1,7 млн человек, что на 62% меньше, чем в 2019-м. По итогам 2020 года выручка компании снизилась в два раза – с 418 млн долл. в 2019-м до 200 млн долл. в 2020-м, следовало из отчетности компании за 2020 год. Чистый убыток «Белавиа» по итогам 2020 года составил 35 млн долл., притом что по итогам 2019-го компания получила прибыль в размере 32 млн долл. Но после введенных запретов финансовые показатели компании сильно ухудшатся.
Потеряют и другие компании, которым придется теперь облетать белорусское воздушное пространство. По расчетам компании Friendly Avia Support, затраты на топливо на дополнительный час полета узкофюзеляжного судна составят 2,5 тыс. долл., а широкофюзеляжного – 5–20 тыс. долл.
Официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода оценивал, что увеличение времени перелета на 30–60 минут приведет к росту цен как минимум на 5–10%. Пока только Киев и Вильнюс запретили любым самолетам из Минска независимо от того, белорусские они или нет, летать над своей территорией.
Дополнительные издержки вредят и российским авиакомпаниям, которые уже второй год несут убытки из-за карантинных ограничений и закрытых границ. По данным Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта, за прошлый год авиакомпании РФ перевезли 69,2 млн человек, что на 46% меньше, чем годом ранее. Общий чистый убыток 15 крупнейших пассажирских авиакомпаний России по итогам 2020 года составил почти 125 млрд руб. против 4 млрд руб. прибыли в 2019 году.
За четыре месяца этого года российские авиакомпании перевезли 24,2 млн пассажиров, что на 29% меньше, чем за тот же период 2019 года, и соответствует показателю за январь–апрель прошлого года. Международными рейсами за этот период было перевезено 3 млн человек, что практически в три раза меньше прошлогоднего показателя. Спрос на полеты в страны СНГ также невысокий. За четыре месяца в СНГ было перевезено около 990 тыс. человек против 1,1 млн годом ранее.
На внутрироссийских рейсах было перевезено свыше 21 млн человек, что на 37% выше значений прошлого года. При сохранении текущих темпов к концу этого года будет перевезено около 63 млн пассажиров. Для сравнения: в 2019 году внутренними рейсами было перевезено 73 млн человек. При таких скромных результатах сложно предполагать, что ставка «Белавиа» на перелеты в РФ окажется прибыльной.
Планы «Белавиа» по развитию полетов в страны в СНГ сегодня выглядят криком отчаяния, а не продуманной бизнес-стратегией, считает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. «У российских же авиакомпаний как раз есть отличный шанс привлечь клиентов из Беларуси, которым теперь придется летать в Европу через Россию, в то время как для Белоруссии в Европе небо закрыто», – рассуждает она.
Единственный коммерчески оправданный выход для «Белавиа» – пытаться стать подобием «евразийской Ryanair», то есть жестким дискаунтером. «Но это ей будет непросто, поскольку такая стратегия приведет к сокращению издержек и персонала, и непонятно, понравится ли это властям Беларуси, так как с политической точки зрения лишний прирост безработицы – не подарок. Кроме того, в этом направлении бизнеса уже работает российская «Победа». «Белавиа» же всегда была ближе к премиальным авиакомпаниям», – напоминает Мильчакова.
комментарии(0)