Фото freepik.com
Российские власти планируют активнее бороться с телефонным мошенничеством. Чтобы предотвратить распространение мошеннического трафика в сетях операторов связи Межведомственная рабочая группа при Министерстве цифры РФ, например, рассматривает сразу несколько инициатив по изменению законодательства, а Госдума рассматривает законопроект о подменных номерах. Хотя ведомства по-разному оценивают сумму ущерба, нанесенного гражданам (от 10 до 85 млрд руб.) проблема стала социальной и на ее решение бросают все большие силы.
О том, что в России в 2020 году зафиксировали рекорд по объему украденных средств у банковского клиента, заявлял начальник управления противодействия кибермошенничеству Сбербанка Сергей Велигодский в кулуарах выездного заседания межфракционной рабочей группы Госдумы по выработке предложений по борьбе с преступлениями в сфере информационно-коммуникационных технологий. При этом заместитель председателя правления Сбербанка Станислав Кузнецов сообщал СМИ, что ежемесячно телефонные мошенники крадут со счетов россиян 3,5-5 млрд руб. Согласно данным Сбера, один call-центр злоумышленников проводит 3-7 тыс. звонков в сутки. Хотя в 50% случаев операторы call-центров не дозваниваются до жертв, и лишь 1% звонков срабатывает, доход одного call-центра составляет примерно 1 млн долларов в месяц. С учетом того, что таких call-центров десятки, можно подсчитать, что это целая отрасль преступной экономики.
По данным Центробанка, ущерб от телефонного мошенничества по стране в 2020 году составил 9,8 млрд рублей. При этом в МВД ущерб в 2020 году оценивали в 60 млрд рублей, а Генпрокуратуре – в 85 млрд руб. По словам Станислава Кузнецова, такой разброс в цифрах объясняется тем, что в настоящий момент отсутствует единая система оценки ущерба. Тем не менее, только в Сбер, по статистике компании, за прошлый год поступило 3,7 млн жалоб на попытки мошенничества. По оценкам сотрудников Сбера, в прошлом году злоумышленники позвонили гражданам более 15 млн раз. При этом количество попыток телефонного мошенничества увеличилось в два раза по сравнению с 2019 годом. Только за первое полугодие 2020 года рост составил 76% по сравнению с аналогичным периодом в 2019 году.
Самая распространенная схемой телефонного мошенничества используемая в 61% случаев, как отмечают в Сбере – звонок, при котором клиента убеждают в том, что его деньги в опасности. И, чтобы спасти ситуацию, он должен быстро перевести финансы на «защищенный счет». Человек снимает деньги или берет кредит и вносит их на чужой счет, с которого средства выводятся разными способами. Звонки от имени банков занимают первое по объему проведенных хищений, – 30% средств преступники получили именно так. Рекордом по объему украденных средств стало похищение у одной 54-летней россиянки 400 млн руб. – с ней мошенники общались по телефону сначала представляясь работниками банка, клиентом которого она является, а потом – сотрудниками ФСБ.
Такие масштабы преступлений привели к тому, что с телефонным мошенничеством активно начинают бороться на государственном уровне. Для предотвращения распространения мошеннического трафика в сетях операторов связи Межведомственная рабочая группа при Минцифры рассматривает несколько инициатив, предусматривающие изменения в ФЗ «О связи», постановление правительства № 161 и КоАП. На рассмотрении в Госдуме сейчас находится законопроект о подменных номерах. Также операторов собираются обязать верифицировать и блокировать неверифицированный трафик. Кроме того, хотят предусмотреть меру, которая вынудит не принимать вызовы с городских номеров из-за границы. Согласно ожиданиям Станислава Кузнецова, с принятием изменений в НПА, на 70% снизит объем мошеннического трафика. А недавно заместитель начальника департамента информбезопасности Центробанка Артем Сычев сообщил, что регулятор разрабатывает законопроект, который позволит банкам блокировать переведенную на счет кибермошенников или посредников сумму после обращения пострадавшего.
Финансовые организации также самостоятельно активно развивают свои системы борьбы с мошенниками. «Сбер довел до 99% выявление мошенничеств с помощью фрод-мониторинга. Например, если со счета бабушки в Саратове кто-то получает деньги во Владивостоке (при этом она никогда не была во Владивостоке), то в таком случае мы приостанавливаем операцию, чтобы проверить, она ли это была», – привел пример Станислав Кузнецов.
комментарии(0)