Уже более 100 тысяч россиян получают от властей особую услугу – долговременную помощь на дому. Фото PhotoXPress.ru |
На данный момент более 100 тыс. граждан, проживающих в пилотных муниципалитетах и нуждающихся в уходе, включены в систему долговременного ухода. Об этом сообщил «НГ» исполнительный директор Ассоциации профессиональных участников системы долговременного ухода Александр Шкребело. Он напомнил, что комплекс мер по внедрению СДУ в стране реализуется с 2018 года в соответствии с поручением президента. Число участвующих регионов постепенно было расширено с шести в 2018-м до 24 в 2021-м.
«Процесс принятия нормативно-правовой базы, регламентирующей на федеральном уровне основные принципы системы долговременного ухода, был сильно затянут во времени, – отметила, однако, в свою очередь, ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Елена Гришина. – Только во второй половине 2020 года был принят приказ Минтруда, утвердивший типовую модель системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами».
Кроме того, эксперт указывает на проблему с доступностью на уровне каждого региона детализированных данных (о нуждающихся в уходе, о степени нуждаемости, о родственниках, охваченных обучением уходу, о воспользовавшихся реабилитационным оборудованием), по которым можно было бы оценить предварительные результаты за четыре года – как влияют меры на качество жизни пожилых в регионе.
По словам Гришиной, официальные доклады «содержат лишь крайне ограниченную общую информацию сразу по всем пилотным регионам в целом». «А в рамках федерального проекта «Старшее поколение» происходит мониторинг лишь одного показателя: «Доля граждан старше трудоспособного возраста и инвалидов, получающих услуги в рамках системы долговременного ухода, от общего числа граждан старшего трудоспособного возраста и инвалидов, нуждающихся в долговременном уходе» с целевыми значениями 5,8% в 2021 году, 30% в 2022-м и 100% в 2030-м», – отмечает она.
Финансирование проекта, как пояснил Шкребело, осуществляется из федерального источника через межбюджетные трансферты пилотным регионам: в 2019 году суммарно речь шла примерно о 295 млн руб., в 2020-м – о 2,1 млрд руб., в 2021-м – примерно о 1,8 млрд. руб. «Пилот проводится за счет федерального бюджета и средств субъектов. В федеральном бюджете на 2021 год предусмотрено 1,86 млрд руб.», – уточнили в пресс-службе Минтруда.
«Средства направляются на апробацию новых технологий и социальных услуг в пилотных регионах: наем дополнительного персонала по уходу, его обучение, приобретение технических средств реабилитации, организацию Школ родственного ухода, запуск центров дневного пребывания и проч.», – перечислил Шкребело. «В ходе пилотирования в субъектах РФ отрабатывают подходы, технологии, на которых будет сформировано законодательное закрепление системы долговременного ухода», – пояснили в Минтруде. Шкребело уточняет, что «СДУ позволяет условно небольшими для государства ресурсами продлить полноценную жизнь большинства людей, а это значит, что эти люди не будут долгие годы обращаться за дополнительной медицинской помощью, а их родственники не уйдут с работы, чтобы ухаживать за своими близкими».
Хотя вопрос об объемах финансирования не столь однозначен. По планам, отображенным в нацпроекте «Демография», уже в 2022 году система должна заработать в каждом регионе. Но, опираясь на имеющиеся данные нацпроекта, Гришина обращает внимание на то, что, судя по всему, и в 2022 году на реализацию будет заложено тоже лишь около 1,9 млрд руб.
«Понятно, что для существенного увеличения охвата системой долговременного ухода потребуются значительные средства, – продолжила Гришина. – В связи с этим возникают споры: должны ли источниками финансирования стать средства федерального бюджета, регионального бюджета, средства Фонда социального страхования (ФСС) или средства населения? И если да, то в каком соотношении?»
«Вопрос с финансированием пока окончательно не решен, – отметил доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев. – Рассматривается несколько вариантов: выделение средств из действующей системы соцстрахования, введение нового вида обязательного социального страхования либо организация финансирования через отмену предельной базы для начисления взносов в ФСС и Пенсионный фонд».
Развитие такой системы – важная задача. Востребованность ее потенциально высока, особенно «в свете происходящего роста численности пожилого населения», говорит Гришина. По ее словам, «охват системой долговременного ухода в настоящее время крайне небольшой и нуждается в существенном увеличении». Численность населения от 70 лет и старше в России на 1 января 2020 года составляла, по данным Росстата, 14,3 млн человек. «И можно предположить, что существенная часть лиц старше 70 лет нуждается в каких-либо услугах по уходу», – отметила эксперт.
Если же взять возрастную группу от 60 лет и старше, то их в России на начало 2020 года насчитывалось почти 33 млн человек, это 22% от населения РФ. «По демографическому прогнозу Росстата, доля граждан старше трудоспособного возраста в РФ увеличится к 2025 году до 27,7% и составит 40,5 млн человек», – добавил Тимофеев
Как говорит Тимофеев, данная система оказания помощи возрастным категориям населения реализуется в США, Германии, Великобритании, и «соотношение стационарного, семейного и общинного ухода за пожилыми людьми меняется от страны к стране».
Системы долговременного ухода в ряде других стран формировались на протяжении нескольких десятков лет, говорит Шкребело. И сейчас соответствующие программы там нацелены не только на оказание помощи, но и на профилактику ухудшения состояния человека, межведомственное взаимодействие призвано организовать «бесшовное» предоставление помощи каждому гражданину старшего возраста.
Также можно дать для сравнения ситуацию в Китае, в котором доля пожилых даже ниже, чем в РФ. Но там тоже планируют приступить к реализации похожего пилотного проекта, причем за счет внешнего финансирования. По данным переписи, доля граждан КНР в возрасте 60 лет и старше составила 18,7% от общей численности населения. В Пекине понимают, что увеличение числа пожилых чревато ростом нагрузки на семьи в виде ухода за пожилыми и давлением на сектор государственных услуг.
Агентство «Синьхуа» сообщило, что Всемирный банк (ВБ) и Французское агентство развития совместно выделили почти 500 млн долл. для содействия созданию совершенной и крепкой системы базового обслуживания пожилых людей в китайской провинции Гуйчжоу. Это будет первый в мире целенаправленный проект, реализуемый в рамках программы финансирования ВБ в сфере обслуживания пожилых людей. Всемирный банк намерен содействовать провинции Гуйчжоу в создании сети по скоординированному уходу за пожилыми на дому и в учреждениях.
В пресс-службе Минтруда напомнили, что в РФ действует федеральный закон «Об основах социального обслуживания граждан», в рамках которого людям пожилого возраста и инвалидам предоставляют социальные услуги в стационарной форме, полустационарной форме и на дому. «Система долговременного ухода – это технология, направленная на обеспечения ухода для граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, в комфортных для них условиях, – преимущественно на дому, – уточнили в ведомстве Антона Котякова. – Системы долговременного ухода есть не в каждой стране, но там, где они есть, они базируются на национальных страховых системах социальной и медицинской помощи».
В настоящее время СДУ существуют в большинстве стран Евросоюза, Великобритании, США, Австралии, Японии, Южной Корее, Сингапуре, перечислил Минтруд и добавил, что предложенная для внедрения в России модель СДУ аккумулирует 30-летний международный опыт.
комментарии(0)