Министр финансов США Джанет Йеллен надеется на увеличение глобального налога на корпорации. Фото Reuters
Налоги на прибыль корпораций в РФ значительно выше предлагаемого американской администрацией глобального порога в 15%. Тем не менее новация Минфина США может напрямую затронуть российские компании, в том числе работающие на зарубежных рынках. Российские власти пересматривают политику в отношении стран с низким налогообложением и компаний, которые неправильно распоряжаются дивидендами.
Минфин США на заседании группы управления налогообложением Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР)предложил ввести минимальный глобальный корпоративный налог не менее 15%. Летом группа намерена достичь соглашения о пересмотре налогообложения транснациональных корпораций и крупных технологических компаний, таких как Alphabet Inc и Facebook Inc.
Еще в апреле Минфин США настаивал на минимальной ставке в 21%, хотя партнеры по переговорам предлагали установить минимальную ставку на уровне 12,5%. Именно такая низкая ставка применяется, например, в Ирландии. Теперь же американские чиновники предложили компромисс – ставку на уровне не менее 15%. Но в заявлении Минфина США говорится, что «обсуждения должны оставаться амбициозными и стремиться к повышению этой ставки».
Повышение налогов по всему миру, инициированное министром финансов США Джанет Йеллен, должно поддержать финансирование программы президента Джозефа Байдена по модернизации инфраструктуры Америки объемом в 2,3 трлн долл. Ранее корпоративный налог в самих Штатах равнялся 35%, но Дональд Трамп снизил его до 21%. Теперь же президент Байден поднимает корпоративный налог до 28%, а для того, чтобы американские компании не выводили капиталы в более привлекательные страны, хочет поднять налоги повсюду в мире. Идея увеличения корпоративного налога нашла поддержку в Германии и Франции. Но глава Всемирного банка Дэвид Малпасс предостерегал мировых лидеров от установления высокой глобальной ставки, которая, по его мнению, помешает бедным странам привлекать инвестиции (см. «НГ» от 11.04.21).
Реформа мировой налоговой системы обсуждалась давно, и скорее всего администрации США удастся договориться с другими государствами о том, чтобы крупные компании платили налоги в своей юрисдикции, предполагает управляющий партнер компании Topline Наталья Ненашева. «Предложение выгодно большинству стран ЕС, – говорит эксперт. – По данным ОЭСР, во Франции базовая ставка налога на прибыль корпораций составляет 32%, в Нидерландах, Испании, Австрии – 25%. В ряде стран налог на прибыль взимается в виде группы налогов (общей страновой и региональный). Например, в Японии в среднем по регионам ставки налогов на прибыль составляют почти 30%, в Италии в среднем по регионам – 28%. В целом справедливо, чтобы налоги компаний выплачивались там, где компании осуществляют свою деятельность. Однако нужно учитывать, что среди причин миграции бизнеса есть политические риски, неустойчивая экономика, жесткое регулирование, а также неразвитое законодательство в части защиты прав собственности».
Бизнес привлекает не только пониженная ставка налога, но и налоговые льготы, которые предлагают отдельные страны. «Прямого эффекта глобальная налоговая реформа на нашу страну не окажет, – считает Ненашева. – Основные интересанты разработчиков реформы – это цифровые ИТ-гиганты. Но именно для них ключевые вопросы связаны не с налогообложением, а с безопасностью, стабильностью и защитой прав собственности».
В России налог на прибыль компаний – 20% – находится на среднем уровне, но это не мешает постоянному оттоку капитала из страны, а также сокращению иностранных инвестиций. По данным ЦБ РФ, в 2020 году чистый вывоз капитала вырос в 2,2 раза по сравнению с 2019 годом и составил 47,8 млрд долл. Хотя в январе–апреле 2021 года показатель снизился на 33,2% по сравнению с показателем за аналогичный период прошедшего года, вывоз составил 18,7 млрд.
Вывод капитала негативно влияет на развитие страны, несет риски и для экономики, и для владельцев этих средств, сказал председатель Госдумы Вячеслав Володин во время правительственного отчета в парламенте. А премьер Михаил Мишустин заявил, что бизнес, агрессивно выводящий прибыль за рубеж, должен «платить за жадность».
Лидерами по выводу капитала из РФ он назвал компании топливно-энергетического комплекса, отрасли металлургии, а также банки и ретейл. По его словам, общий объем пассивных доходов – дивидендов, процентов и роялти, которые вывели за рубеж российские компании за 2019 год, составил 4,3 трлн руб. Из них 1,3 трлн приходится на четыре страны: Кипр, Мальту, Люксембург и Нидерланды.
По словам премьера, власти принимают меры, чтобы объемы выводимых средств не превышали кратно суммы налогов, уплачиваемых компаниями в российскую бюджетную систему. В качестве заслона от перевода денег в страны с низкими налогами власти РФ пересматривают соглашения об избежании двойного налогообложения. Кипр, Мальта и Люксембург уже согласились на изменения, а Нидерланды отказались, из-за чего Госдума приняла закон о денонсации соглашения с этой страной. А Минфин РФ сообщал о планах изменить соглашения об избежании двойного налогообложения с Сингапуром, Гонконгом и Швейцарией. Как рассказывал Мишустин, через эти семь стран из РФ выводится около 90% средств.
Президент Владимир Путин в марте 2020 года заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж в офшорные юрисдикции, должны облагаться налогом. Сейчас две трети таких средств – а по сути, это доходы конкретных физических лиц – в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются ставкой налога лишь в 2%, тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог 13%, напомнил Путин.
Глава государства поручил обложить все переводимые на зарубежные счета дивиденды и проценты налогом в размере 15%.
С другой стороны, российское правительство отнюдь не объявляет тотальную охоту за вывезенными средствами. 22 мая стало известно, что правительство РФ одобрило отмену с 1 июля 2021 года требования о репатриации валютной выручки для несырьевых экспортеров. Законопроект разрешает несырьевым экспортерам зачислять средства в иностранной валюте по внешнеторговым договорам, которые заключены с нерезидентами, напрямую на банковские счета за границей, минуя уполномоченные банки.
Министр финансов РФ Антон Силуанов отмечал, что Россия постепенно идет по пути либерализации валютного контроля, поскольку репатриация выручки и излишние требования к зарубежным счетам препятствуют выходу российского бизнеса на зарубежные рынки и не способствуют наращиванию несырьевого экспорта.
«Беспрецедентность идей Байдена дает России моральное право модифицировать российский налог на прибыль и введенный с 2021 года налог на выплаты процентов и дивидендов в офшоры, сократить схемы оптимизации российских налогов», – считает доктор экономических наук Сергей Ануреев. По его мнению, следующим шагом США станет пересмотр соглашений об избежании двойного налогообложения, причем такое соглашение действует в том числе между США и Россией. Эксперт не исключает, что самым жестким со стороны США может стать требование уплаты налога на операции американских корпораций на территории России не в российский, а в американский бюджет.
комментарии(0)