0
5321
Газета Экономика Печатная версия

20.05.2021 20:53:00

Три четверти бюджета расходуются на госпрограммы

Граждане пока плохо понимают, куда и зачем власти тратят деньги, считают в Счетной палате

Тэги: бюджет, госрасходы, госпрограммы, эффективность, счетная палата, кудрин


бюджет, госрасходы, госпрограммы, эффективность, счетная палата, кудрин Фото сайта duma.gov.ru

Российское правительство положительно оценило эффективность государственных программ, которых в РФ сегодня насчитывается более четырех десятков. Глава Счетной палаты Алексей Кудрин призывал сделать механизм финансирования государственных программ понятным для граждан, а не только для чиновников-исполнителей.

В прошлом году на реализацию госпрограмм было направлено из федерального бюджета около 15 трлн руб. – это примерно три четверти всех бюджетных расходов, сообщил в четверг глава правительства Михаил Мишустин. «Всего у нас действовали 43 госпрограммы. И работа по большинству из них была довольно успешной. Реализация 14 госпрограмм оценивается как высокоэффективная. Еще 12 – выше среднего уровня. Нужно продолжить работу над повышением эффективности. Ведь госпрограммы направлены на развитие страны, экономики и улучшение жизни людей», – объяснил премьер.

Сводный годовой доклад за 2020 год сформирован на основе итогов реализации 41 государственной программы, которые действовали в прошлом году. Годовой доклад о реализации госпрограмм традиционно готовит Минэкономразвития. И направляет его в правительственную комиссию по оптимизации и эффективности бюджетных расходов. Правительственный годовой доклад об эффективности госпрограмм состоит из годовых отчетов их ответственных исполнителей. Свой доклад о госпрограммах готовит и Счетная палата (СП). При этом глава СП Алексей Кудрин высказывался о нынешней практике вполне критически.

Госпрограммы требуют корректировки, считает Кудрин. «В государственных программах очень много целей, показателей, индикаторов, и они не всегда сбалансированы. Нам нужно сделать более лаконичными эти программы, понятными, в том числе людям, а не только чиновникам-управленцам», – заявил глава СП. По его мнению, госпрограммы не в полной мере соответствуют проектному подходу: «Они оказались немножко устаревшими для такого более динамичного управления достижением целей. Нужно более четко разделить на проекты и процессы, усилить координацию между министерствами и ведомствами».

По состоянию на 1 января 2021 года перечень, утвержденный распоряжением правительства РФ, содержит 46 госпрограмм, из которых утверждено 43. В 2020 году наибольший объем неисполненных бюджетных ассигнований установлен по следующим госпрограммам: «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков», «Космическая деятельность России», «Развитие здравоохранения», «Развитие образования», «Социальная поддержка граждан», «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ».

102-4-1-650.jpg
Источник: Счетная палата РФ
Счетная палата попыталась выяснить, как связаны многочисленные мероприятия всех госпрограмм с важнейшей целью сокращения бедности населения РФ. При этом выяснилось, что пятая часть «малоимущих домохозяйств находились за пределами государственной соцполитики, не получая никаких социальных выплат».

Специалисты СП проанализировали в общей сложности список из почти тысячи мероприятий всех госпрограмм на предмет их связи с национальными целями развития. Но лишь для небольшой доли мероприятий возможна оценка их вклада в достижение национальных целей, сообщила директор департамента исследований и методологии СП Дарья Цыплакова. «Недостаток данных приводит к отсутствию необходимой доказательной базы для объективной оценки результативности реализуемых мер и мероприятий и их вклада в достижение национальных целей. Исполнители не проводят оценку результативности принимаемых мер», – сказала она. Кроме того, в контур федеральной государственной политики не включена оценка региональных мер, констатировала Цыплакова.

Независимые эксперты видят позитивные признаки укрупнения в механизмах финансирования госпрограмм. Но одновременно признают, что эти государственные программы малопонятны и малоизвестны для основной части населения.

«Вместо 40 c лишним прежних разделов в бюджете теперь осталось 10–15 программ. Это намного более понятная структура. В нынешнем виде также заметно улучшился контроль за исполнением бюджета, что благоприятно сказывается на повышении эффективности госуправления», – говорит Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Global Markets.

«Если подходить к госпрограммам как к «упаковке» госрасходов, которая должна в том числе объяснить гражданам их практический результат, то, к сожалению, в большинстве случаев эта «упаковка» не выполняет своей информационной функции», – считает Александр Розман, старший аналитик компании Forex Optimum. «Без наглядной и простой формы представления целей госпрограмм понимание госрасходов так и останется уделом профильных специалистов и чиновников, а не большинства граждан», – считает Розман. 

"Сама концепция госпрограмм была внедрена, чтобы финансирование носило целевой характер и, как следствие, было более прозрачным - для проектов, в отношении которых выделяются средства; для чиновников, распределяющих эти денежные потоки; для налогоплательщиков, чьи деньги для этого используются", объясняет Алексей Матюхов, управляющий партнер "BMS Group". Под предложениями переформатирования госпрограмм нужно понимать, скорее, отработку механизмов и увеличение эффективности работы в рамках уже запланированных госпрограмм. Речь идет о совершенствовании планирования и управления, прозрачности аудита, а также измеримых показателей результативности. "Именно это позволит сделать распределение финансирования более понятным для налогоплательщиков", - считает Матюхов.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Угроза спада пока не изменила денежную политику ЦБ

Михаил Сергеев

Спорные аргументы помогают сохранять сверхвысокие ставки по кредитам

0
1313
Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Московские депутаты одобрили социально-инвестиционный бюджет мегаполиса

Татьяна Астафьева

Главный финансовый документ столицы принят городской думой в трех чтениях

0
4443
Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Проект бюджета 2025 года задает параметры Госдуме-2026

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Гранты на партийные проекты выданы под выборы только Слуцкому и Миронову

0
2187
Регионы соревнуются в общественной поддержке СВО

Регионы соревнуются в общественной поддержке СВО

Иван Родин

Каждый губернатор все-таки рассчитывает на персональную похвалу с самого верха

0
3940

Другие новости