Бизнес-омбудсмен Борис Титов слушает аргументы за и против жесткой кредитно-денежной политики ЦБ. Кадр из видеотрансляции с сайта www.stolypin.institute
В ближайшие годы российский бюджет будет иметь значительный профицит. А высокий мировой спрос на сырье и полуфабрикаты создают принципиально новые возможности для экономического роста в России на горизонте 10–12 лет. С таким прогнозом выступил в четверг бизнесмен Олег Дерипаска, который теперь возглавляет Институт экономики роста имени Столыпина. Правительство и Центробанк помогут развитию, если воспользуются потенциалом российской недоразвитой финансовой системы, считают экономисты.
Быстрое восстановление мировой экономики и взлет мировых цен на сырье создают уникальные возможности для быстрого роста российского ВВП. Финансовые стимулы в США, Евросоюзе и других странах обещают необычно высокие темпы роста мировой экономики.
Прогнозы по темпам глобального роста в последнее время были значительно улучшены. В мае эксперты ООН пересмотрели ожидания роста мирового ВВП с 4,7% до 5,4%. А Еврокомиссия увеличила прогноз глобального роста 2021 года на целый процентный пункт – до 5,6%. Мировой спрос и растущие цены на сырье отразятся на доходах российского бюджета и, вероятно, на общих темпах роста ВВП. Российское правительство продолжает верить в бюджетный дефицит и ухудшает прогноз прироста ВВП в 2021 году с 3,3 до 2,9%. Но реальность, по-видимому, будет другой. Российский Центробанк ожидает, что рост экономики в 2021 году будет ближе к 4%, сказал в четверг глава департамента денежно-кредитной политики ЦБ Кирилл Тремасов. «Это во многом восстановительный рост, повышенным он останется и в следующем году, но потом скорее всего без каких-то серьезных преобразований, увеличения инвестиционной активности, роста инвестиций в экономике мы не сможем расти быстрее вот этого потенциала, то есть 2% – это то, на что можно ориентироваться в долгосрочном плане», – сказал Тремасов. По его словам, потенциальные темпы роста ВВП в Центробанке оценивают сегодня на уровне 1,5–2%. И в этой оценке потенциала России чиновники сильно расходятся с предпринимателями и независимыми экономистами.
Внешняя конъюнктура располагает к ускоренному экономическому росту в России, но достигнуть его не удастся без изменения денежно-кредитной политики. Об этом 13 мая заявил новый глава наблюдательного совета Института экономики роста имени Столыпина Олег Дерипаска. «От доктрины макроэкономической стабилизации правительство перешло к таргетированию экономического роста (по крайней мере на словах), – отметил президентский бизнес-омбудсмен Борис Титов. – У нас было время, когда необходимость роста вообще оспаривалась. Но риторика изменилась, а вот экономическая политика пока не очень. Но изменения невозможны без перемен в денежно-кредитной политике. По параметрам развития финансовых и фондовых рынков, доступа к кредитованию, привлечению акционерного капитала Россия существенно уступает ведущим экономикам мира».
На следующие 10–12 лет виден хороший потенциал для роста экономики значительно выше среднемировых показателей в 3,5%, уверен Дерипаска. По его оценкам, у России на новом этапе глобального роста есть конкурентные преимущества: будет снижаться доля грязной промышленности, а доля возобновляемой энергетики будет увеличиваться.
«Если в ближайшие семь лет мы сможем переработать треть нашей продукции – это создание миллиона рабочих мест, что позволит пропорционально развиваться регионам. Сдерживающим фактором выступают наши железные дороги, доставка продукции растягивается на месяцы», – говорит новый руководитель наблюдательного совета Института экономики роста.
Средние процентные ставки по кредитам частному сектору, % (данные за 2019 год). Источник: Институт экономики роста |
«У Центробанка есть инструменты, но долговой рынок в России практически отсутствует. На 115-триллионную экономику всего 30 трлн облигаций, большая часть из которых – государственные. Это очень мало! Банкам выгоднее обложить заемщиков обеспечительными мерами. У нас самая кабальная система, мы даже досрочно не можем провести погашение кредита без штрафа. Я не призываю нападать на банки, давайте искать альтернативы, запустим механизмы. У государства есть сумасшедший ресурс, но надо научиться им пользоваться!» – уверен Дерипаска.
Бизнесмены и экономисты критикуют действия Центробанка уже много лет. «Четверть века уже идет спор двух идеологий. И можно сколько угодно дискутировать. Но пока у ЦБ не изменится идеология, мы будем ходить по кругу», – сообщил Яков Миркин, завотделом международных рынков ИМЭМО РАН. Итогом последних десятилетий стало создание в России «очень мелкой финансовой системы». Финансовая система РФ никогда не имела больше 0,5−0,6% от глобальных финансовых активов. Притом что доля России в мировом ВВП достигала 2,8%, а сейчас составляет около 1,8%. «То есть размеры финансового сектора неадекватны размерам экономики России. В 2019 году по монетизации (насыщенности деньгами) российская экономика занимала 65-е место в мире. По насыщенности кредитами – 62-е место в мире», – подводит итоги Миркин.
Среднее отношение объема кредитов частному сектору к национальному ВВП составляет в мире 132%, а в России – лишь немногим больше 50%. «Текущая денежно-кредитная политика Центробанка обрекает нас на реализацию сценария низких темпов экономического роста», – считают в аппарате бизнес-омбудсмена Бориса Титова. В 2020-м году доля кредитов к ВВП выросла до 71%, однако тенденция ужесточения денежно-кредитной политики в 2021 году грозит прекратить позитивный сдвиг на рынке кредитования, прогнозируют эксперты.
Последнее увеличение Центробанком ключевой ставки для сдерживания импортируемой немонетарной инфляции многие эксперты называют «бестолковым» и требуют более прозрачного и открытого обоснования принимаемых решений. Этот вопрос возник, в частности, из-за большого расхождения в оценках текущей ситуации Центробанком и предпринимателями.
Так, чиновники ЦБ называют жилищное строительство перегретым сектором из-за программы льготной ипотеки. Однако данные статистики говорят о значительном сокращении потребления цемента в нашей стране в прошлом году.
«Вы когда-нибудь будете публиковать стенограмму заседаний совета директоров, чтобы мы понимали, что вы реально обсуждаете?» – задал Дерипаска вопрос представителю ЦБ. «Банк России стремится к повышению прозрачности. Возможно, когда-то перейдем и на полное опубликование стенограммы заседания совета директоров, но пока такой вопрос не рассматривается», – сообщил Тремасов.
Совершенно по-разному выглядят представления о доверии у чиновников ЦБ и у предпринимателей. Показателем доверия Тремасов считает длительность периода проведения жесткой кредитно-денежной политики. Тогда как бизнес предпочитает называть доверием факт учета интересов другой стороны. По словам бизнес-омбудсмена, с доверием участников рынка к политике российского ЦБ дела обстоят «пока не очень».
Между тем Кирилл Тремасов подтвердил, что ЦБ видит быстрое восстановление спроса и хочет избежать гиперинфляции путем повышения ключевой ставки. Аргументы экономистов о том, что наблюдаемая в РФ инфляция не связана с монетарными факторами, фактически остался без ответа.
В отличие от предыдущих кризисных эпизодов в этот раз в России не было кредитного сжатия, сказал Тремасов. По его данным, рост кредитования населения идет высокими темпами – около 15–16% в годовом выражении, в ипотеке рост – примерно 25%. «Расходы населения сейчас растут быстрее, чем доходы, и в ближайший год население будет тратить больше, чем зарабатывать», – сказал Тремасов. «Повышая ставку, мы убираем избыточные стимулы, чтобы не допустить инфляционного всплеска», – сказал Тремасов.
Если ЦБ повысит ключевую ставку до 6% годовых, то кредиты экспортерам могут подорожать до 12–15%.
комментарии(0)