0
3430
Газета Экономика Печатная версия

12.05.2021 21:02:00

Легальное производство водки сократилось на 11%

Коронавирус и действия властей меняют алкогольные предпочтения россиян

Тэги: производство, алкгольная продукция, экзотические напитки, потребительские предпочтения

On-Line версия. Информация дополнена 14:07 13.05.2021
Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

производство, алкгольная продукция, экзотические напитки, потребительские предпочтения В апреле производители водки снизили обороты. Фото РИА Новости

Производство алкогольной продукции в России в апреле заметно, на 6,4%, снизилось, сообщил Национальный союз защиты прав потребителей (НСЗПП). В частности, производство водки уменьшилось – на 11,9%, до 6,3 млн декалитров (дал). Выработка шампанских и игристых вин снизилась в апреле на 25%, фруктовых – сократилось на 36,7%, а винодельческой продукции – на 11,5%.

Последние официальные данные Росстата говорят о росте производства алкогольной продукции в первом квартале. Однако независимые эксперты сообщают о резком спаде производства в апреле.

По данным Росстата, производство напитков в марте 2021 года выросло на 8,5%. Минэкономразвития сообщало о росте производства в первом квартале 2021 на 8,8%. Минсельхоз рассказывал об увеличении выпуска тихих, игристых и ликерных вин на 6%, до 8,3 млн декалитров (дал) в сравнении с тем же периодом прошлого года. Причиной роста называли увеличение господдержки и инвестиций, в результате которых за последние пять лет в России заложили более 25 тыс. га новых виноградников.

Росстат со ссылкой на данные Росалкогольрегулирования отмечал, что в стране в январе производство вина выросло на 35,8% – до 1,5 млн дал, но шампанского – снижалось на 45% по сравнению с показателем за аналогичный период 2020 года, производство водки – на 12%, а коньяка – на 25,6%.

В феврале, по данным Росалкогольрегулирования, производство водки увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2020 года на 2,8%, составив 5,2 млн дал, коньяка – на 14,6%, а вина приросли на 25,9% до 2,2 млн.

В целом за четыре месяца 2021 года алкогольная отрасль РФ произвела 48,9 млн дал продукции (без пива, напитков, изготовляемых на основе пива, сидра, пуаре и медовухи), что на 1,1% больше, чем за аналогичный период прошлого года, отметили в НСЗПП. Но производство водки за четыре месяца уменьшилось на 2,3%, до 21,5 млн дал, коньячные предприятия сократили производство на 5,9%, до 2,4 млн дал. Производство тихих вин в январе–апреле составило 9,2 млн дал (на 17,1% больше). А выработка шампанских и игристых за четыре месяца снизилась на 26,1%, до 2,5 млн дал. Производство фруктовых (плодовых) вин составило 3,1 млн дал (на 14,4% меньше). Винодельческой продукции – 17,4 млн дал (на 1,2% меньше).

Для получения более объективной картины имеет смысл проводить анализ объемов производства и оборота алкогольной продукции за более длительный период, чем один месяц, заявили «НГ» в Росалкогольрегулировании. «По данным ЕГАИС, объем производства алкогольной продукции с начала года составил более 301,1 тыс. дал, что на 2,6% больше, чем годом ранее. При этом объем производства маркируемого алкоголя вырос на 1,2%, а пивоваренной продукции на 2,9%. Ситуацию на алкогольном рынке можно с уверенностью оценивать, как стабильную.

Также хотел бы обратить ваше внимание, что снижение производства одних видов продукции в тот или иной период времени может компенсироваться за счет роста производства других», – сообщили в ведомстве.

Сравнение объемов производства в начале 2021 года с такими же месяцами прошлого года абсолютно не показательно, считает директор Центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз. «Сравнивать надо с 2019 годом, тогда можно получить представление о том, что происходит на рынке в реальности, – сказал «НГ» эксперт. – Дело в том, что с начала 2020 года правительство значительно повысило ставки акцизов на алкоголь, и производители заранее нарастили производство в 2019-м, сделав запас. Поэтому производство вина и крепкого алкоголя в первые месяцы 2020 года сильно упало. А если сравнивать первые четыре месяца 2021 года с аналогичным периодом 2019-го, то мы увидим падение производства на четверть. И если падение производства крепкого алкоголя составило 11%, то можно говорить о том, что государство фактически разгромило производство винодельческой продукции – производство винных напитков (заменителей «тихих» вин и шампанского) сократилось в три раза. В целом, если судить по данным ЕГАИС, можно сказать, что 20% потребителей вообще отказались от алкогольной продукции», – говорит эксперт.

Однако, несмотря на принимаемые правительством меры по автоматическому контролю за продажей каждой бутылки, тема контрафактной продукции сохраняет актуальность. В 2020 году власти отчитались о ликвидации 118 нелегальных производств и изъятии 19,9 млн литров спиртосодержащей продукции. Для решения проблемы с продажами контрафактного алкоголя в России нужно унифицировать ставки акцизов в странах Таможенного союза (ТС), перенести уплату акциза с этапа производства на этап розничных продаж, разрешить торговлю алкоголем в интернете с жестким лицензированием этой деятельности, предлагал бизнес-омбудсмен Борис Титов.

Дробиз отмечает, что пандемия и ограничения зарубежных поездок привели к определенным изменениям на рынке алкогольной продукции: «Если раньше около половины нашего среднего класса, а это примерно 15 млн человек, могли выпивать во время выезда за границу, то из-за локдауна и ограничений эти люди пили в РФ. Причем довольно заметно выросло потребление рома, джина, текилы, абсента и других импортных напитков. Более того, несколько выросло производство этих видов продукции в РФ».

Член Гильдии маркетологов России, эксперт по маркетингу крепкого алкоголя Руслан Брагин связывает увеличение потребления экзотических напитков не только с закрытием границ, но и с культурным фактором: «Пока не было ясности с лечением, многие применяли экзотические способы для профилактики. Когда прошел слух о том, что от ковида помогают антималярийные лекарства, многие россияне вспомнили книги и сериалы, где колонизаторы защищались от болезней джином, виски и ромом. Потребление джина выросло за время локдауна на 57%, тогда как водки – только на 0,5%», – сказал он «НГ».

По данным ЦИФРРА, виски и тому подобных напитков в 2020 году произвели почти на треть (31%) больше, чем за 2019-й. За первые два месяца 2021 года этой продукции (которую в Центре называют «самогонной экзотикой») продано на 94% больше, чем за первые два месяца 2020-го, и на 89% больше, чем за аналогичный период 2019-го. Впрочем, эта «антималярийная» экзотика по объемам сильно уступает более традиционным отечественным изделиям: ее в январе-феврале 2020-го произвели в объеме около 0,5 млн дал., коньяка – 1,1 млн, а водки – 9,1 млн дал.

В конце апреля стало известно, что Минфин РФ обсуждает идею установления минимальных розничных цен (МРЦ) на все алкогольные напитки, – ранее с такой рекомендацией к министерству обратились в Совете Федерации. В Минфине также уточняли, что для этого необходимо внести поправки в договор о ЕЭАС, документ уже подготовлен, и идут консультации с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) России, сообщали СМИ.

Дробиз отмечал, что цены на водку и пиво отечественного производства вырастут в этом году минимум на 5%. При этом любителям российских вин придется раскошелиться еще больше: цены подскочат на 10–15%, поскольку на рынке ожидается 40-процентный дефицит сырья. По словам эксперта, это связано с запретом на использование импортных виноматериалов в российском производстве. «Что касается импортной алкогольной продукции, то на нее цены вырастут примерно на 5%», – прогнозирует Дробиз. 

С 1 января 2021 года в России МРЦ на водку выросла на 5,7% до 243 руб. с действовавших ранее 230 руб. за бутылку объемом 0,5 литра. Минимальная розничная цена на коньяк поднялась на 3% – с 433 руб. до 446 руб. за полулитровую бутылку, на игристое вино – также на 3% до 169 со 164 руб. за бутылку объемом 0,75 литра.

По мнению Дробиза, в России и так сложилась уникальная ситуация с водкой. «О том, что цена на продукт задрана неимоверно, говорит тот факт, что МРЦ в 2020 году была 230 руб., а средняя цена всей проданной водки составила 290 руб. У нас практически нет дорогой водки. Это она только красуется на выставках и в магазинах, а продается совсем другая... Думаю, что в 2021 году при МРЦ 243 руб. средняя цена составит около 302–303 руб. То есть разница между МРЦ и СРЦ составит около 20%».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Константин Ремчуков. Китайская компания продает инвесторам из США ключевую долю в портовой инфраструктуре Панамского канала за $22,8 млрд

Константин Ремчуков. Китайская компания продает инвесторам из США ключевую долю в портовой инфраструктуре Панамского канала за $22,8 млрд

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 10.03.25

0
8888
Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
14118
Трамп добыл тайваньские миллиарды

Трамп добыл тайваньские миллиарды

Данила Моисеев

Технологический гигант вложит в Аризону больше средств, чем планировалось

0
3165
Константин Ремчуков. В ежегодном рейтинге Китай стал второй после США страной по воздействию мягкой силы. РФ – на 16-м месте

Константин Ремчуков. В ежегодном рейтинге Китай стал второй после США страной по воздействию мягкой силы. РФ – на 16-м месте

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 24.02.25

0
19108

Другие новости