Фото Reuters
Последний год стал для российской экономики одним из самых неудачных. Поэтому отчет правительства в Госдуме не мог быть простым или победным. Премьер Михаил Мишустин признал, что правительству пришлось работать «в непростых условиях» и что ему не удалось добиться тех успехов, которые планировались до пандемии. Важной частью отчета правительства стала декларация подходов к высокодоходным отраслям экономики: топливно-энергетическому комплексу, металлургии, банкам, а также к производителям продовольствия. Премьер не одобрил «жадность» предприятий этих отраслей. И пообещал «донастройку» для них налоговой системы.
Подготовка к ежегодному отчету правительства в Госдуме шла почти четыре месяца (см. НГ 28. 04. 2021). За это время ведущие министры и чиновники правительства не раз совещались с депутатами и выясняли волнующие их проблемы. Премьер Мишустин напомнил депутатам, что в январе прошлого года президент определил приоритеты работы: забота о семьях и детях, развитие экономики и создание возможностей для бизнеса, поддержка регионов как обязательное условие развития страны. «Весомых результатов на всех этих направлениях мы рассчитывали достичь в сжатые сроки. Но нам пришлось реализовывать поставленные президентом задачи в непростых условиях», – объяснил глава правительства.
Условия и, правда, были непростые. В марте прошлого года Саудовская Аравия добилась значительного сокращения добычи нефти от стран-экспортеров. В результате Россия потеряла около 40% доходов от экспорта нефти. Остановка предприятий в «нерабочие дни» и падение спроса во время эпидемии привело к потерям бизнеса и к кратному росту безработицы.
Власти России направили на дополнительную поддержку граждан в 2020 году почти 2,5 трлн рублей, сообщил Мишустин. За счет снижения страховых взносов предприниматели в прошлом году сэкономили около 300 млрд рублей, а за счет списания за второй квартал налогов и страховых платежей – еще почти 100 млрд рублей, проинформировал премьер. По его словам, «более 300 важнейших федеральных законов для поддержки граждан и бизнеса» были внесены правительством и одобрены Госдумой.
Тем не менее, по последним данным Росстата, ВВП за прошлый год сократился на 3%, реальные располагаемые доходы населения упали на 3,6% (первый квартал 2021 года к тому же периоду прошлого года). Инвестиции в основной капитал в 2020-м году снизились на 1,4%.
При этом сам премьер довольно высоко оценивает свою работу. «Мы подняли на совершенно другой уровень взаимодействие законодательной и исполнительной власти. И вместе активно работали над реализацией ключевых положений Послания президента», – сообщил Мишустин.
Не менее интересным в речи премьера оказалось изложение представлений власти о существующих экономических проблемах и способах их решения.
Компании должны платить дополнительными налогами в бюджет страны за жадность в вопросе вывода своих доходов, заявил в среду премьер-министр РФ Михаил Мишустин. «Платить за жадность нужно дополнительными налогами и доходами в пользу бюджета страны, там, где работают эти предприятия, там, где работают эти люди», – сказал он. Премьер заявил, что есть необходимость «донастроить» налоговые механизмы, «для того чтобы если компания ведет агрессивную деятельность по выводу, в том числе дивидендов, процентов, роялти из РФ, то соответствующие ставки прогрессивные налога на прибыль, либо другие подходы должны быть сделаны».
По выводу средств за рубеж через дивиденды, роялти и проценты лидируют компании ТЭК. На их долю приходится 27% от общего показателя по экономике, сообщил премьер-министр. Далее следуют компании металлургического сектора, коммерческие банки, затем ритейл, логистика и другие отрасли. В целом, по его словам, за 2019 год российские компании вывели за рубеж дивиденды, проценты и роялти на сумму 4,3 трлн рублей. Из них около 1,3 трлн рублей приходится на четыре юрисдикции – Кипр, Люксембург, Мальта и Нидерланды. С тремя из них Россия пересмотрела соглашения об избежании двойного налогообложения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов. По соглашению с Нидерландами запущена процедура денонсации. Если учесть Сингапур, Гонконг и Швейцарию, с которыми также планируется пересмотреть соглашения, отметил премьер, то это составит около 90% тех средств, которые выводятся в транзитные территории.
Правительству нужно активно бороться с выводом денег за рубеж, а не искать отговорки, заявил спикер Госдумы Вячеслав Володин. «Жизнь, по-видимому, никого ничему не учит. Учитывая, что и санкции, и недружественные шаги, которые предпринимаются другими государствами, как правило, приводят к тому, что эти ресурсы потом заморозят», – рассуждает Володин. Он добавил, что накануне тема вывода средств поднималась на встрече с руководством Минфина. Депутаты, по словам Володина, «внятного ответа не получили».
Тезис о жадности бизнесменов прозвучал в речи премьера не один раз. Производители могут зарабатывать на экспорте, но не в ущерб интересам российских покупателей. У правительства достаточно инструментов, чтобы сдерживать «аппетиты» тех, кто наживается на ажиотажном спросе, уверен Мишустин. «Здесь важно сказать еще об одной причине, почему растут цены. Это жадность отдельных производителей и торговых сетей», – сказал он.
Премьер считает, что результат сдерживания цен никого полностью не устраивает. «Но если бы не предпринятые меры, обсуждать пришлось бы не их эффективность, а взрывной, неконтролируемый рост цен», – подчеркнул глава правительства.
При этом жадность оказалась не единственным фактором роста цен в представлении премьера. Низкие процентные ставки и необеспеченные товарами деньги на рынке разогнали инфляцию в мире, отметил российский премьер. «Импортируемая инфляция стала оборотной стороной наших успехов в наращивании экспортного потенциала АПК. Что подтолкнуло рост цен внутри страны, прежде всего, на социально значимые товары», – сказал Мишустин.
Весьма необычным оказались представления премьера о темпах падения реальных доходов населения. «Скажу только одну цифру, что у нас рост реальных доходов, это абсолютно точная цифра, [составляет] плюс 3%. Конечно, есть вопросы, связанные с инфляцией, стоимостью потребительской корзины, но рост мы удержали – плюс 3%», – уверяет Мишустин. Не уточняя, за какой период данными он оперирует, замечает ТАСС. Подобрать период, за который бы у накс росли реальные доходы, действительно, не просто. По официальным данным нынешние доходы на селения в РФ ниже уровня 2011 года.
«На сегодняшний день мы удерживаем экономическое равновесие. Мы вышли по росту ВВП на ситуацию, сравнимую с 2019 годом, и, конечно же, хотим пойти дальше», – объяснил премьер.
«Кабмин под руководством Михаила Мишустина в целом работает более проворно, чем это делал прежний состав правительства. В пандемию команде Мишустина действительно удалось сконцентрироваться на сбережении промышленного потенциала крупного бизнеса. Верным, хотя и недостаточным, был ход с сокращением нагрузки и на фонд оплаты труда для малых и средних предприятий. Но ситуацию с неадекватным ростом цен в сравнении с упавшими, доходами правительство, увы, полностью упустило. Теперь оно пытается исправить ситуацию сильно запоздавшими, но в целом снова верными по духу решениями», – оценивает работу правительства Петр Пушкарев, шеф-аналитик компании TeleTrade.
«Последние 20 лет нам казалось, что если экспортный спрос на продукцию нашего сельского хозяйства вырастет, то наша страна заживёт только лучше. В итоге же мы напоролись ровно на то, к чему стремились: сталь в мире дорогая, пшеница дорогая, почти всё сырье и вся еда вообще в мире после пандемии подорожала. В выгоде от этого остаются только компании-гиганты или компании-перекупщики», – рассуждает Пушкарев. «Только в случае успешного сдерживания цен правительство сможет говорить хотя бы об остановке падения реальных доходов людей. Сейчас, на фоне двузначных процентов подорожания большого числа продуктов, любые утверждения про рост реальных доходов звучат для людей либо как издевательство, либо как глубоко укоренившееся в правительстве заблуждение, которое пора преодолеть, сняв шоры», – считает эксперт.
«Премьер-министр выступал уверенно и прагматично. Правительство и президент слышат граждан и оперативно реагируют на их потребности, в том числе в виде социальной поддержки», – считает Руслан Абрамов, завкафедрой РЭУ им.Г.В. Плеханова. Он отмечает большой объем работы, выполненной в системе здравоохранения. Большую поддержку граждан, семей с детьми.
«Говоря о жадности Мишустин имел ввиду торговые сети и некоторых производителей, которые вступают в сговоры, что становится причиной чаще необоснованного роста цен. В теме вывода доходов за рубеж речь должна идти больше не о жадности, а о порядочности. И в этом смысле «донастроить» налоговые механизмы, в пользу страны где компания ведет деятельность безусловном будет правильным и верным решением», – говорит Абрамов.
Необычные заявления премьера о трехпроцентном росте доходов некоторые эксперты объясняют официальными планами правительства. «В апреле 2021 года Минэкономразвития прогнозировало рост реальных доходов населения в 2021 году на 3%. Рост доходов на 3% выглядит обоснованным для экономики, выходящей из кризиса», – объясняет Мария Байнова, завкафедрой государственного и муниципального управления университета «Синергия».
«Главный успех – это сохранение социальной стабильности и недопущение взрывного роста банкротств и безработицы. Главная неудача – значительное снижение доходов населения и производительности труда за счет предоставления оплаченных вынужденных отпусков в период карантина», - говорит Владимир Тихомиров, главный экономист BCS Global Markets.
Требования властей платить дополнительные налоги за жадность в вопросе вывода своих доходов за рубеж Тихомиров называет «нерыночным подходом и прямым администрированием бизнес-процессов». «Фактически это еще одно свидетельство усиления роли государства в экономике, что чревато дальнейшим ухудшением инвестиционного климата и снижением конкуренции. Такого рода заявления не помогают бороться с оттоком капитала, а наоборот, лишь усиливают его», - считает эксперт.
комментарии(0)