Строительство автодорог хотят ускорить. Фото с сайта www.rosavtodor.gov.ru
Российское правительство расширило список крупных проектов с государственным участием. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал распоряжение о включении в перечень таких проектов 15 новых позиций, которые будут финансироваться в рамках госпрограмм, а также из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Эксперты «НГ» предполагают, что не все эти проекты окажутся окупаемыми.
Новые проекты в дорожном хозяйстве, здравоохранении, образовании и науке включены в список под номерами с 144 по 158. Это строительство и реконструкция нескольких участков автомобильных дорог М4 «Дон», М5 «Урал», Р22 «Каспий», Р217 «Кавказ» и М7 «Волга». Добавлено возведение онкологического центра в Туле и Московской областной детской больницы в Красногорске. Также в перечне строительство двух новых современных судов неограниченного района плавания и реконструкция Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Римского-Корсакова.
Исключены из перечня около 50 проектов, в том числе и те, которые числились на «позициях» с 1 по 45. Перечень проектов – кандидатов на госфинансирование постоянно подвергается изменениям. Ранее в нем фигурировало, например, строительство Крымского моста, но после завершения стройки позиция из списка была выведена. То же относится и к строительству дорог, например расширению трассы «Холмогоры», которая идет от Москвы через Ярославль до Архангельска, но реконструирована только на коротком участке до подмосковного Пушкино.
В середине апреля 2021 года правительство приняло решение выделить на ускоренное проектирование, реконструкцию и строительство дорог из резервного фонда 93,1 млрд руб. Тогда отмечалось, что из этой суммы 45,5 млрд поступят на проект «Развитие федеральной магистральной сети». То есть как раз на реконструкцию трасс «Каспий», «Урал», «Волга» и др. Еще 40 млрд руб. пойдет на строительство скоростной 700-километровой автотрассы Москва – Нижний Новгород – Казань, которая станет основой международного транспортного коридора Европа – Западный Китай, а завершение работ запланировано на 2024 год. 7,6 млрд руб. направят на проекты в регионах, в том числе на строительство Западного моста в Твери, автодороги в обход Майкопа, выезд из Уфы на трассу «Урал».
О том, что правительственная комиссия по региональному развитию одобрила 158 инвестиционных проектов для поддержки инфраструктуры в 26 регионах на общую сумму в 610 млрд руб., в феврале рассказывал вице-премьер Марат Хуснуллин. По его словам, благодаря их реализации в регионах будет создано порядка 35 тыс. рабочих мест. Хотя майское пополнение списка в основном связано с дорожным строительством, вице-премьер рассказывал, что большая часть проектов будет связана с обрабатывающими производствами, а также жилищным строительством, сельским хозяйством и логистикой.
Представить перечень инфраструктурных проектов, финансирование которых будет осуществляться с привлечением средств ФНБ, президент Владимир Путин поручал к 1 мая. Также он поручил утвердить до 1 июня порядок отбора проектов, финансируемых с помощью механизма инфраструктурных кредитов, и порядок финансового контроля за проектами со стороны Федерального казначейства.
О новых подходах к инфраструктурным кредитам президент говорил в послании Федеральному собранию. Правительство должно определить порядок расчета объема предоставляемых субъектам РФ инфраструктурных бюджетных кредитов на срок не менее 15 лет по ставке не более 3% годовых на инвестиции в строительство и реконструкцию объектов транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристской инфраструктур, а также для инвестиций в общественный транспорт. Ожидается, что до конца 2023 года будет выдано таких кредитов не менее чем на 500 млрд руб.
В майском релизе правительства подчеркивается, что представленные в перечне проекты подлежат особому контролю со стороны госорганов, что должно исключить коррупционные нарушения и повысить эффективность расходования бюджетных средств и средств ФНБ. С резкой критикой непрозрачной отчетности о ФНБ в октябре прошлого года выступила Счетная палата (СП). После проверки СП отметила непрозрачность отчетности о размещении средств фонда и предложила регламентировать, во что будут вкладываться средства ФНБ после достижения порога 7% ВВП.
У аудиторов есть разногласия с правительством и по судьбе средств фонда в 2021 году. В марте Минфин сообщил, что дополнительные нефтегазовые доходы бюджета РФ в 2021 году при сохранении текущей цены нефти и курса рубля превысят 2 трлн руб. и по итогам года они будут перечислены в ФНБ, а Счетная палата сообщала, что в этом году ФНБ пополняться не будет. Там заявляли, что источники для пополнения ФНБ в 2021 году исчерпаны, а дополнительные нефтегазовые доходы могут быть направлены на пополнение фонда теперь только в 2022 году.
Министр финансов Антон Силуанов уверен, что в 2021 году фонд начнет работать. Однако, по его мнению, деньги из ФНБ необходимо вкладывать в те проекты, которые дадут на один рубль государственных средств минимум пять рублей частных инвестиций. Крупному бизнесу при инвестировании нельзя создавать «суперльготные» условия, перекладывая его риски на государство, подчеркивал Силуанов. По его словам, разделение рисков между государством и бизнесом возможно только в проектах, в которых государство «крайне заинтересовано».
По данным Минфина, объем ФНБ в апреле вырос на 23 млрд руб. Всего в фонде на 1 мая было 13,8 трлн руб., при этом объем ликвидной части составил 8,6 трлн, то есть 7,5% ВВП. На счетах ФНБ в ЦБ РФ размещено 39,8 млрд долл., около 34,7 млрд евро, 8,5 млрд фунтов стерлингов, 600,3 млрд японских иен, 110,5 млрд китайских юаней и 262,9 млн руб.
Эксперты «НГ» считают, что общий объем финансирования инфраструктурных проектов может даже превысить оценки властей, хотя значительных инвестиций в 2021 году в объявленные в мае проекты они не ждут.
«В 2016 году речь шла о вложении порядка 500 млрд руб. в 73 проекта, с учетом инфляции, полагаю, дополнительные 15 проектов потребуют еще где-то 150 млрд», – сказал «НГ» эксперт «Универ Капитал» Сергей Дроздов.
«Новые платные участки на трассе М4 «Дон» планируется начать строить не ранее 2023 года. В связи с другими перечисленными в распоряжении проектами («Урал», «Каспий», «Кавказ», «Волга», канализация в Ялте) ранее упоминались сроки около 2024 года. Для строительно-подрядных работ, финансируемых из бюджета, это нормальная динамика. Так что в текущем, 2021 году ничего из упомянутого профинансировано не будет, – говорит аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
Эксперты уверены, что заявляемые проекты быстро не окупятся. «Объекты инфраструктуры, которых в предложенном списке большинство, окупаются лишь косвенно за счет увеличения экономической активности и налоговых поступлений. Но в данном случае ряд участков дорог, которые получат государственное финансирование, будут платными, так что по ним, вероятно, окупаемость будет прямой», – говорит Дроздов.
Инфраструктурные проекты крайне редко бывают окупаемыми, говорит Емельянов. «Государство в принципе не ставит перед собой цель заработать напрямую на дорогах, школах, клиниках или коммунальных трубах. Отдача идет косвенным образом: растет мобильность товаров и населения, растет уровень здоровья и образования, и это, в свою очередь, дает прибавку к национальному доходу, а затем и к сумме собираемых налогов. Должно вырасти целое поколение, прежде чем потраченные средства номинально вернутся в бюджет», – говорит эксперт.
комментарии(0)