0
4427
Газета Экономика Интернет-версия

05.05.2021 15:49:00

Пандемия бьет по пожилым и молодым работникам

В Европе специалисты в возрасте оказались самыми невостребованными, а в России – люди

Тэги: коронавирус, рынок труда, возраст


коронавирус, рынок труда, возраст Фото pixabay.com

Пандемия COVID-19 привела к глубоким последствиям для рынка труда во всем мире. Так, в развитых странах основной удар пандемии пришелся на работников в преклонном возрасте. Причем мужчины зачастую оказываются менее востребованы, чем женщины, следует из обзора Института международных финансов (IIF). В России ситуация отличается: здесь самыми пострадавшими оказались молодые специалисты, рассказывают эксперты. Они не исключают ухудшения ситуации в будущем. Рынок труда в РФ по-прежнему испытывает дефицит кадров в связи с демографической ямой 1990-ых годов, и эта тенденция будет только усиливаться.

Аналитики IIF проанализировали динамику занятости в ряде развитых стран и пришли к выводу, что от коронакризиса в первую очередь страдали мужчины в преклонном возрасте, которые первыми теряли работу.

Эксперты однако подчеркивают, что пандемия лишь усилила ту негативную динамику, которая наблюдалась и до COVID-19. По их мнению, об этом свидетельствует соотношение занятости в возрасте 25-54 лет к общей численности населения. В частности, в США занятость в этой возрастной группе снизилась на 4,3 процентных пункта (п.п.), что отражает структурные различия и отсутствие краткосрочных схем работы. Существенно сократилась занятость в этой же возрастной группе и в Испании – на 2,7 п.п.

Что примечательно, занятость женщин, в отличие от мужчин, в возрасте 25-54 лет неуклонно растет последние несколько лет, тогда как занятость мужчин продолжает снижаться. И пандемия лишь усилила эту тенденцию, признают в IIF. К примеру, продолжают они, занятость мужчин в Греции сократилась на 10,4 п.п., на 8,7 п.п. в Испании и 7,3 п.п. в Италии. В США занятость мужчин в возрасте 25-54 лет снизилась на 5,7 п.п. с 2007 года, следует из обзора.

Экономисты IIF полагают, что шок от COVID-19 может лишь усугубить динамику на рынке труда, которая началась до пандемии. Они также полагают, что текущая стимулирующая политика стран Еврозоны недостаточна для предотвращения длительного ущерба рынку труда.

На российский рынок труда коронакризис влияет совсем иначе, подчеркивают эксперты «НГ». «Влияние пандемии на российский рынок труда носило ярко выраженный секторальный характер, и в целом не явилось определяющим фактором в изменении половозрастной структуры занятого населения», - говорит директор департамента аналитических бизнес-решений HeadHunter Наталья Данина. Она напоминает, что наиболее пострадавшими от пандемии отраслями в РФ стали туризм, HoReCa, индустрия спорта, фитнеса, красоты, общественный транспорт, авиа- и ж/д-перевозки, а также ряд других.

Тем не менее, продолжает Данина, в первую волну пандемии на рынке труда самой уязвимой группой работников стали молодые специалисты. «Негативная тенденция на рынке труда для молодых специалистов наметилась в первом квартале 2020 года: конкуренция среди кандидатов с небольшим опытом работы уже тогда резко выросла. Во втором квартале ситуацию усугубили пандемия коронавируса, сопровождающие ее кризисные явления в отдельных отраслях и массовый переход на удаленный режим работы, что в совокупности осложнило процессы подбора, устройства на работу и адаптацию молодых специалистов без опыта», - рассказывает эксперт. По ее словам, восстановление предложений работы для молодежи началось лишь со второго полугодия. «В июле 2020 число вакансий для молодых специалистов выросло на 15% год к году, к декабрю 2020 темпы роста уже превышали 30% г/г», - сообщает она.

Тем не менее, спрос на молодых специалистов действительно был низким. «На долю вакансий для молодежи в 2020 году в среднем приходилось 8% всех вакансий. 15,6% был уровень безработицы в России среди молодежи 20-24 лет», - отмечает Данина. Конкуренция среди молодых специалистов на рынке труда в России также зашкаливала. «Средний конкурс на одну вакансию среди молодежи — 14 человек на место, в то время как в целом по России он уже снизился до 6. Если сравнивать с 2019 годом, то количество вакансий, подходящих кандидатам без опыта, уменьшилось на 5%, а количество резюме увеличилось на 14%», - продолжает эксперт.

Данина также не исключает, что ситуация с молодыми специалистами будет обостряться и в будущем. «Данные Росстата подтверждают, что доли возрастных групп 20-24 и 25-29 лет в структуре занятого населения РФ неуклонно сокращаются последние 4 года», - говорит она.

Пока же, указывает эксперт, общий дефицит высококвалифицированных работников в стране и эффект демографической ямы 90-х, которые в полной мере начал ощущаться на рынке труда в конце 2020 - начале 2021, во многом защищает российских работников от негативных последствий пандемии, которые характерны для Западных стран.

По мнению директора по маркетингу Kelly Services Жанны Волковой, большая уязвимость молодых специалистов понятна. «Пандемия ударила по ряду отраслей: искусство, развлечения, общепит, туризм. В этих отраслях пострадали все работники – и молодые и взрослые. Однако молодым проще поменять область деятельности, начать с нуля в новой отрасли», - рассказывает она, подчеркивая, что как таковая дискриминация по возрасту более характерна для найма новых работников. «Если люди уже работают, и работают хорошо, какого бы они ни были возраста, никто их просто за возраст увольнять не будет. Наоборот, взрослые сотрудники, которые работают давно, у которых есть опыт, ценятся выше. Как правило, у них меньше запросов и амбиций и выше дисциплина, чем у молодежи», - рассказывает Волкова, не исключая, что и возрастной сотрудник в случае потери работы может столкнуться с дискриминацией по возрасту.

Также нельзя сказать, что пандемия привела к росту занятости женщин, скорее наоборот. «По опросу платформы HeadHunter, в 2020 году в России потеряли работу 1,2 млн женщин и чуть больше 1 млн мужчин», - отмечает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. Однако, продолжает аналитик, в России эта ситуация не связана с дискриминацией. «А скорее, с тем, что не все работодатели могли обеспечить сотрудникам, и особенно женщинам, возможность работать дистанционно. Или потому, что специфика бизнеса этого не позволяла, или потому, что не были готовы к такому развитию событий технически. Поэтому некоторым женщинам было проще уволиться, если муж не потерял работу, чем подвергать себя риску, работая не дистанционно», - рассуждает Мильчакова.

Отсутствие высвобождения большого количества возрастных работников эксперт связывают с особенностями их занятости. «Наибольшее количество возрастных сотрудников в России занято в госсекторе, но занятые в госсекторе практически не пострадали от пандемии», - отмечает Наталья Мильчакова.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Нехватка научных кадров становится угрозой для экономики России

Граждане и сами не стремятся повышать уровень образования, и работодателям это не интересно

0
4445
Пандемия COVID-19: что это было

Пандемия COVID-19: что это было

Михаил Супотницкий

Распространение коронавируса скорее всего не только спонтанный природный процесс

0
15243
Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Ни у кого нет полной картины рынка труда. Даже у ЦБ

Анастасия Башкатова

Центробанк усомнился в данных рекрутинговых компаний

0
5384
Биологические угрозы как политический фактор

Биологические угрозы как политический фактор

Почему система защиты граждан от новых инфекций не только медицинская проблема

0
8346

Другие новости