Фото Reuters
Исследовательский холдинг «Ромир» сообщил, что по сравнению с апрелем 2020-го сейчас ожидания потребителей по поводу их расходов в ближайшие полгода значительно улучшились. В первую очередь люди готовы больше потратить на лекарства, коммунальные услуги, продукты. Интерпретировать это можно по-разному. Не только так, что у граждан появились финансовые возможности, но и так, что на эти товары люди вынуждены наращивать траты вопреки всему. Да и сам рост расходов может быть не столько признаком оживления спроса, сколько эхом скачкообразного роста цен. Некоторые продукты питания всего за три с половиной месяца подорожали в России сразу на 10–15% и более. Так что тратить россиянам действительно приходится все больше.
По сравнению с началом пандемии россияне стали сейчас намного меньше беспокоиться о событиях, связанных с «новой реальностью»: опасения по поводу поездок в общественном транспорте, проживания в гостинице, посещения парков и ресторанов сократились более чем в два раза. К такому выводу пришли в ходе нескольких волн опросов 1500 респондентов специалисты исследовательского холдинга «Ромир» и консалтинговой компании BCG.
В апреле 2020 года большинство россиян – около 64% респондентов – считали, что экономическая ситуация в течение ближайшего года ухудшится, теперь же доля граждан с такими негативными ожиданиями сократилась почти вдвое – до 34% от опрошенных. Теперь люди, как сообщают исследователи, «скорее ожидают сохранения текущего статуса и соответственно планируют свои затраты». Это сказывается на потребительских привычках: «Например, россияне больше не отказываются от ресторанов и кинотеатров или путешествий по стране, но сократили затраты».
С точки зрения поиска драйверов экономического роста важно понять, что будет происходить в ближайшее время с потребительским спросом. «В сравнении с апрелем 2020 года ожидания потребителей относительно их расходов в ближайшие полгода значительно улучшились», – сообщают в «Ромире».
По данным холдинга, около 17% респондентов ожидают в следующем месяце снижения своих суммарных расходов. Каждый пятый (примерно 19% опрошенных) планирует в следующем месяце увеличить свои суммарные расходы.И около 63% полагают, что их расходы останутся на прежнем уровне.
«За прошедший год многие россияне адаптировались к «карантинным» мерам: стали чаще совершать покупки онлайн, более трети делали это за последний месяц. Люди стали заказывать еду и товары на дом на интернет-площадках. Спрос постепенно восстанавливается и даже, несмотря на озабоченность многих россиян по поводу их финансового положения, 83% планируют оставить траты на том же уровне или даже увеличить их», – отметил управляющий директор BCG Максим Бахтин.
По данным исследователей, «чистый рост затрат» прогнозируется в 17 из 50 анализируемых категорий. «Наибольший рост можно наблюдать в категориях, связанных со здоровьем (в первую очередь лекарственные препараты) и пребыванием дома (коммунальные услуги, строительство и ремонт жилья), – перечислили исследователи. – Кроме того, высокие темпы роста прогнозируются для ряда продовольственных товаров (свежие продукты, бакалея и другие основные продукты) и категории обуви».
А наибольшие убытки продолжают терпеть все те же отрасли досуга и транспортных услуг: общественный транспорт, кинотеатры, спа-салоны, парки развлечений и концерты, авиа- и железнодорожные перевозки, гостиничный бизнес.
Правда, далеко не всегда зафиксированный или запланированный потребителями рост расходов действительно свидетельствует об оживлении спроса – это может быть лишь эхом ускоряющейся инфляции, скачкообразного роста цен, очередного увеличения тарифов. Кроме того, планы все больше тратить на лекарства, коммунальные услуги и еду уже сами по себе свидетельствуют скорее не о том, что у граждан появилось больше финансовых возможностей, а о том, что, видимо, сама жизнь вынуждает людей расходовать на эти категории товаров и услуг все больше средств вопреки всем сложностям.
Распределение ответов (в %) на вопрос: «Как вы считаете, насколько изменятся в следующем месяце ваши суммарные расходы?» Источник: Исследовательский холдинг «Ромир» |
Так что неудивительно, что некоторые россияне, видя такие перемены в ценах, говорят о предстоящем увеличении расходов. И если в условиях подскочивших цен люди начинают тратить больше средств, на самом деле в натуральном выражении – скажем так, в штуках и килограммах – они скорее всего будут потреблять столько же, сколько и прежде. Если же человек не наращивает денежные расходы – значит, в натуральном выражении он скорее всего свое потребление сокращает.
«Инфляция стала очень неприятным сюрпризом для российских властей, которые, естественно, из-за введения ограничений опасались прежде всего безработицы. Инфляция стала прямым следствием девальвации рубля в 2020 году, – пояснил руководитель центра «Альпари» Александр Разуваев. – Таргет Банка России по инфляции 4%, официальная инфляция – около 6%, по мнению людей – 10–15%. Если человек говорит, что тратит, как год назад, реально он тратит меньше. Даже если человек говорит, что он тратит больше, не факт, что с учетом роста цен наблюдается именно такая ситуация».
Хотя, как считает доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Александр Тимофеев, меняется скорее структура потребления. При этом, по мнению экономиста, все же можно говорить и о сформированной некоторой подушке безопасности – отложенных и частично не востребованных на фоне последних событий средствах на путешествия. Возможно, эти деньги и «создают ореол некоторой свободы в расходах».
Хотя ответ на вопрос о том, что первично – рост цен или спрос, – не столь однозначен. Например, специалисты аналитического канала Macro Markets Inside (MMI) обратили внимание на то, как Росстат улучшил оценки розничной торговли за 2020 год. «Росстат досчитал розничную торговлю за 2020-й на 320 млрд руб. вверх. В результате итоги года в рознице пересчитаны с падения на 4,1% до падения на 3,2%. Потребительский спрос в 2020-м был сильнее, чем мы думали до этого», – уточнили в MMI.
Далее эксперты решили сравнить данные первого квартала 2021-го с первым кварталом 2019-го, чтобы устранить эффект девальвации и локдауна пандемийного года. «И сравнение показывает, что в начале этого года никакого ослабления потребительского спроса не происходит, напротив, он усиливается», – уверили эксперты MMI. По их данным, к уровню двухлетней давности рост составил в сопоставимых ценах 3,5%. «Именно сильный спрос – главная причина повышенной инфляции, наблюдаемой в последние месяцы», – считает MMI.
Хотя вряд ли именно с ожившим спросом был связан скачкообразный рост цен, допустим, на сахар или подсолнечное масло. Или на картофель. Или на те продукты, в которых заложена большая доля импортных составляющих – от удобрений, кормов и до упаковки.
Как сообщила в четверг замглавы Минэкономразвития (МЭР) Полина Крючкова, ведомство отмечает замедление годовой инфляции в РФ до 5,5% на 19 апреля после 5,8% в марте. Обновленный прогноз МЭР, по информации ТАСС, предполагает по итогам 2021-го годовую инфляцию в России на уровне 4,3%.
комментарии(0)