Фото freepik.com
Целью развития тарифного регулирования в электроэнергетике должно быть повышение эффективности работы энергетической инфраструктуры для экономики и общества, а не совершенствование отдельных тарифных инструментов. Такую позицию озвучили энергопотребители на панельной дискуссии практического тарифного семинара ФАС России, проведенного на днях в Сочи.
В числе главных тем, поднятых антимонопольным ведомством в ходе дискуссии, были долгосрочное тарифное регулирование и внедрение цифровых сервисов. Однако все это – лишь инструменты, подчеркнул директор ассоциации «Сообщество потребителей энергии» (СПЭ) Василий Киселев. «Обязательства по долгосрочным тарифам ложатся на потребителей и региональные власти, а вся экономия идет в карман монополиям. В чем выгода общества от такого развития тарифного регулирования – непонятно», – отметил представитель потребителей.
«Регулятору целесообразно ориентироваться на долю расходов на энергоснабжение экономики, она должна неуклонно снижаться, мы же пока видим обратную картину», – подчеркнул Василий Киселев. Рост тарифной нагрузки снижает инвестиционную привлекательность регионов и конкурентоспособность энергоемкой продукции и услуг, отмечается в презентации СПЭ. Дальнейшее удорожание централизованного энергоснабжения невозможно, необходимо системно менять подходы к строительству энергосистемы, к формированию потребностей в новой инфраструктуре, повышать загрузку существующей инфраструктуры при одновременном развитии и интеграции распределенной энергосистемы, считают потребители.
Одной из главных проблем тарифного регулирования в СПЭ называют раздвоение мотивации сетевых компаний: с одной стороны, существующая бизнес-модель стимулирует их действовать в логике «чем больше потратим, тем больше заработаем», с другой – в общих формулировках регулирующих документов декларируется борьба за системную эффективность. Необходимо менять саму логику регулирования, а значит – менять его целеполагание, стимулы, мотивы, призывают потребители. Главной целью должен стать баланс экономических интересов инфраструктуры и потребителей электроэнергии, подчеркивают в СПЭ.
Это предполагает, в частности, исключение из методологии тарифного регулирования стимулов к наращиванию инфраструктуры и затрат на нее, в том числе ограничение доходности сетевых компаний. Кроме того, необходимо совершенствовать подходы к признанию экономически обоснованных расходов, призывают в СПЭ: внедрять открытую детализированную методологию, нормирование затрат, методы сравнения аналогов, при этом исключить риск принятия в качестве эталонов расходы региональных сетевых монополистов.
Что касается долгосрочных тарифов, параметров, регуляторных соглашений, то они могут приниматься в узких интересах сетей, отмечают в СПЭ. Потребители предлагают исключить фиксацию завышенных долгосрочных экономических параметров, внедрять методологию плавающих и корректируемых параметров, следовать принципу разделения полученной экономии и дополнительной прибыли между сетевой организацией и потребителями. А также исключить подмену эффективности отрасли на «цифровизацию» без увязки с ее эффективностью, оптимальным темпом развития и без соблюдения принципа разумной достаточности и последовательности реализации.
Среди других предложений СПЭ – повышение индивидуализации платы за сетевые услуги, что поможет снижению скрытого перекрестного субсидирования между потребителями, максимально приносящими в систему реальные издержки, и потребителями, обеспечивающими окупаемость единого котла затрат. А комментируя в презентации предложенную сетями модель взимания платы за неиспользуемый резерв сетевой мощности, потребители подчеркнули, что она не имеет привязки к физическим объемам простаивающей сетевой инфраструктуры и ее фактической окупаемости, искажая величину неиспользуемого резерва и представления о реальной загрузке центров питания.
Затронули потребители и вопрос перспектив Единой энергосистемы (ЕЭС). «Для единой энергосистемы дешевле снимать локальные дефициты, расшивать «узкие места», повышать надежность за счет элементов распределенной энергосистемы, а не за счет наращивания централизованной энергосистемы, – подчеркивается в презентации СПЭ. – Эффективный путь – модель ценообразования должна стимулировать инфраструктуру централизованной ЕЭС «делиться куском пирога», а не помогать выталкивать потребителей и «конкурентов». А для этого потребители предлагают содействовать развитию и интеграции распределенной генерации, предоставляя бонусы инфраструктуре за снижение пиков, выравнивание минимумов, оптимизацию мощностей, и вовлекать потребителей в управление нагрузкой через расширение тарифного меню для участников системной оптимизации.
комментарии(0)