Фото сайта gzhi.mosreg.ru
Около 4% от всех российских семей состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Это значит, что более 2 млн семей стоят в так называемой жилищной очереди, которая сохраняется еще с советских времен. Однако в большинстве регионов эта жилищная очередь практически не сокращается. Изменить ситуацию могло бы строительство социального жилья без права его приватизации.
В стране действуют и другие жилищные меры господдержки: семейная, дальневосточная ипотека. В понедельник премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что правительство распространит льготную ипотеку для семей с детьми на индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
Однако, по данным экспертов, не все могут позволить себе решить квартирный вопрос с помощью кредита или собственных средств. По оценке гендиректора ДОМ.РФ Виталия Мутко, даже при нулевой ставке по кредиту около 40% россиян не могут себе позволить брать ипотеку из-за невысоких доходов.
Особенно остро стоит вопрос с очередниками, людьми, которым государство, с одной стороны, гарантировало улучшение жилищных условий, но, с другой стороны, выполняет эти обязательства чрезвычайно медленно. Речь об инвалидах, детях-сиротах, людях, живущих в аварийном и ветхом жилье, или тех, кто вообще потерял жилье из-за наводнений или пожаров.
«По различным программам государство накопило обязательства по обеспечению жильем перед более чем 4 млн семей, из них не менее 2,4 млн стоят в очереди, при этом средний срок ожидания составляет 20 лет», – сказала «НГ» член Общественной палаты Светлана Разворотнева.
Разница в цифрах объясняется тем, что не всем из тех россиян, кто имеет право претендовать на так называемое социальное жилье, удается встать на очередь. Подобный случай произошел на днях в Тюмени, где женщине-инвалиду помогла в этом прокуратура, а муниципальные власти отказывали по формальным причинам.
На непрозрачность и самих этих очередей и порядка выдачи квартир обратил внимание на прошлой неделе спикер Госдумы Вячеслав Володин. На встрече в Саратове он попросил прокуратуру проверить уполномоченного по правам ребенка, которая не взяла на контроль прозрачность очереди и порядка выдачи жилья детям-сиротам. Чиновница в соцсетях написала, что теперь она не спит ночами и думает, как исправить ситуацию, хотя это компетенция не ее, а Минстроя.
Организация «ЖКХ Контроль» еще в 2020 году предложила правительству реформу системы предоставления жилья малоимущим гражданам. «Инструменты исполнения органами власти своих обязательств перед гражданами по предоставлению жилья крайне противоречивы и неэффективны, – говорит Разворотнева. – Учетная норма, в соответствии с которой граждане признаются нуждающимися, и норма предоставления, определяющая площадь предоставляемых помещений, различаются от региона к региону. Все это приводит к неравным условиям и возможностям получения жилья в различных регионах».
Реальное решение жилищных проблем для граждан с невысокими доходами невозможно без строительства недвижимости для социального найма и введения новой формы социальной поддержки – субсидии на наем, считает эксперт. «Субсидия поддержит малоимущие семьи, которые вынуждены арендовать квартиры и тратят на их оплату большую часть своего дохода», – говорит она. Реформа предполагает отказ от множества разновидностей жилфонда, введение единого социального жилищного фонда, не подлежащего приватизации и предоставляемого по договору найма по унифицированным типовым договорам и по расценкам, установленным на уровне субъекта РФ.
В начале 2019 года государственное и муниципальное жилье, предоставляемое по договору социального найма, занимало около 225 млн кв. м, или 6% всего жилфонда РФ, – рассказывал гендиректор фонда «Институт экономики города» Александр Пузанов. При этом, по данным Росстата, количество семей, улучшающих свои жилищные условия, в России неуклонно снижается, сократившись более чем вдвое за 10 лет: в 2019 году таких было 106 тыс., это 4% от всех стоявших на учете, в 2017-м – 123 тыс., а в 2010 году – 244 тыс. (9%).
О запуске пилотной программы социальной аренды ДОМ.РФ объявил в декабре 2020 года, но речь идет всего об одном доме в Воронеже. Предполагается, что в аренду по льготной ставке может быть передано до 25% квартир, а снижение итоговой стоимости аренды может составить до 80% от среднерыночной. Второй регион, где может появиться арендный дом от ДОМ.РФ, – Мурманская область, его строительство запланировано на 2021 год.
«Чтобы достичь целевых показателей нацпроекта «Жилье и городская среда» по использованию ипотечных кредитов для финансирования приобретения жилья и не допустить при этом значительного повышения долговой нагрузки населения, по данным Банка России, необходимо обеспечить в 2020–2024 годах рост реальных доходов граждан в среднем на 5% в год. С учетом складывающейся экономической ситуации ожидать такого роста пока не приходится», – сказала «НГ» доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Светлана Деревянко.
«Учитывая, что сегодня примерно 4 млн граждан стоят в очереди на улучшение жилищных условий, из них более 750 тыс. – по федеральным программам, а Минстрой повысил норматив стоимости 1 кв. м общей площади жилого помещения по России на первое полугодие 2021 года до 49,1 тыс. руб., объем финансирования проекта строительства недвижимости для нужд социального найма может превысить 2 трлн руб.», – говорит Деревянко.
Однако, по ее словам, не все регионы готовы финансировать такое строительство. «Решением может стать аккумулирование ресурсов некоммерческих организаций, участниками и вкладчиками которых могут быть как некоммерческие организации, так и частные инвесторы», – полагает эксперт.
Пилотный проект в Воронеже она называет примером поиска новых форм доступного арендного жилья и сигналом о том, что строительство недвижимости для социального найма и введение субсидии для малоимущих семей в той или иной степени будут включены в госпрограммы.
Деревянко отмечает важность создания единого реестра очередников. Проект документа о создании реестра находится в настоящее время на согласовании в правительстве, говорит эксперт. Для обеспечения эффективности этого проекта целесообразно решение на базе блокчейн-платформы, гарантирующей прозрачность действий каждого участника, простоту аудита и непрерывный доступ к информации. Такая система уже введена в эксплуатацию в Пермском крае.
комментарии(0)