Фото pixabay.com
Предложения Минэнерго по введению ограничений на экспорт ряда нефтепродуктов выглядят вполне закономерными на фоне ситуации, сложившейся на отечественном рынке. Это – тот случай, когда в одной точке сошлись объективные и субъективные причины, подталкивающие российские власти к такому решению.
Объективные причины связаны преимущественно с сезонными факторами. Как известно, весна – это период посевной, что резко увеличивает спрос на нефтепродукты на внутреннем рынке. А летом ряд отечественных НПЗ традиционно останавливается на плановые профилактические ремонты, что снижает объем предложения. Впрочем, эти обстоятельства вполне очевидные и легко предсказуемые и, казалось бы, не требующие принятия столь жестких государственных решений, как ограничение экспорта.
Но тут на сцену выходят субъективные факторы, связанные с политикой некоторых отечественных вертикально-интегрированных компаний (ВИНК). Безусловно, вследствие предпринятого в России налогового маневра в нефтяной отрасли маржа переработки снизилась и перед всеми игроками отрасли встала дилемма. Либо взять на вооружение известный принцип «спасение утопающих – дело рук самих утопающих» и попытаться любыми способами снизить свои потери – в первую очередь за счет экспорта нефтепродуктов на премиальный европейский рынок. Либо же вспомнить о том, что помимо собственных коммерческих интересов существуют, как ни громко это звучит, интересы потребителей и страны в целом.
Увы, немало компаний решили для себя эти дилемму, выбрав первый сценарий. Об этом наглядно свидетельствует статистика Центрального диспетчерского управления (ЦДУ) ТЭК по поставкам за рубеж премиального бензина Евро-5 крупнейшими российскими ВИНК. К примеру, ЛУКОЙЛ, еще в январе 2019 года отправивший за рубеж всего 41 тыс. т автобензинов класса 5, за год нарастил этот показатель на 365%, выйдя к январю 2020 года на уровень 150 тыс. т! Такая сумасшедшая гонка за объемами закончилась к середине прошлого года, после чего ЛУКОЙЛ начал сокращать экспорт автобензина. Но, думается, по своим внутренним причинам, а не из внезапно возникших «укоров совести».
В частности, еще с осени прошлого года находится на ремонте крупная установка по производству бензинов на заводе «ЛУКОЙЛ-Нижегороднефтеоргсинтез», что может естественным образом отражаться на объемах поставок нефтепродуктов компании за рубеж. Кроме того, на рынке уже давно ходят слухи по поводу того, что ЛУКОЙЛ осуществляет предпродажную подготовку, в рамках которой он не рискует брать на себя новые долгосрочные обязательства, в том числе по поставкам нефтепродуктов иностранным партнерам. Трудно сказать, насколько справедлива эта версия, но она все равно выглядит правдоподобнее, чем вдруг проснувшаяся забота об отечественных потребителях.
Впрочем, это лишь одна из иллюстраций широкой тенденции, ЛУКОЙЛ здесь отнюдь не одинок. Так, «Сургутнефтегаз» хотя и достаточно умеренно (по сравнению с ЛУКОЙЛом) наращивал свой экспорт автобензина Евро-5, но все равно никогда не снимал в этой экспортной гонке «майку лидера». Его поставки за рубеж по итогам 2020 года составили 1684 тыс. т, что на 35% превысило показатели предыдущего года (1246 тыс. т).
У ЛУКОЙЛа и «Сургутнефтегаза» в этом ралли есть достойные соперники в лице других отечественных ВИНК. Так, «Газпром нефть» за год нарастила экспорт автобензина Евро-5 с 296 до 400 тыс. тонн, то есть на те же 35%. А завод «Газпром Салават» решительно ворвался в тройку лидеров, отправив за рубеж в 2020 году 501 тыс. т (то есть уступив лишь все тем же «Сургутнефтегазу» и «Газпрому»).
Да и Антипинский НПЗ, признанный в декабре 2019 года банкротом, не считает это поводом для сокращения своего экспорта – он поставил за рубеж в 2019 году 382 тыс. т, а в 2020-м ненамного меньше – 320 тыс. т.
Можно предположить, как отреагируют на предложение Минэнерго те или иные компании. Те, кто наращивал стремительными темпами свой экспорт, вполне очевидно, будут недовольны таким неожиданным финишем начавшейся гонки. Те же, кто делал ставку не на максимизацию экспортной маржи, а на социально ответственный бизнес, предусматривающий первоочередное снабжение топливом отечественных потребителей, могут только одобрить вполне очевидное и логичное решение Минэнерго. Прибыль – это, конечно, хорошо, но нельзя оставлять отечественных сельхозпроизводителей, да и простых автомобилистов один на один с «безжалостной рыночной стихией», провоцируя рост цен на бензин на внутреннем рынке.
комментарии(0)