Фото freepik.com
Ассоциация «Сообщество потребителей энергии» предложила ФАС России скорректировать разработанный ведомством проект постановления правительства о механизме субсидирования дальневосточных потребителей. Документ должен ограничивать льготы, однако из-за расширительного толкования норм законодательства будет иметь обратный эффект, опасаются представители энергоемкой промышленности.
Механизм выравнивания энергоцен в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) до среднероссийского уровня был запущен с 2017 года, суммарная тарифная нагрузка на энергопотребителей в остальных регионах России за четыре года превысила 128 млрд руб. Принятый в прошлом году закон продлил действие механизма до 2028 года. При этом с 2022 года в отношении определенных групп дальневосточных потребителей предусмотрено поэтапное сокращение объемов субсидирования и перевод на расчеты по экономически обоснованным ценам. За правительством закрепляются полномочия по установлению критериев таких потребителей.
Соответствующий проект постановления разработала ФАС России. По мнению директора «Сообщества потребителей энергии» Василия Киселева, он нуждается в переработке: в письме руководителю ведомства Максиму Шаскольскому (копия есть в «НГ») он отмечает, что «расширительное толкование норм законодательства позволяет необоснованно включать ряд потребителей энергии в льготные категории с увеличением периода предоставления энергосубсидий».
В частности, субсидирование до 2028 года в полном объеме планируется осуществлять в отношении предприятий по обращению драгметаллов и камней, действующих на территориях опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток, а также потребителей на всех уровнях напряжения, кроме низкого, реализующих инвестпроекты с 10-процентным ростом электропотребления относительно уровня 2021 года. Действующее законодательство «Об электроэнергетике» «предусматривает императивное и безоговорочное предписание, предусматривающее прекращение выравнивания энерготарифов в отношении указанных групп потребителей с 2025 года», отмечает Василий Киселев.
Для организаций бюджетной системы и предприятий ЖКХ механизм субсидирования должен завершиться к 2027 году. Однако большинство из них подключены к электросети на низком напряжении (НН) и в виде исключения смогут пользоваться льготными энергоценами вплоть до 2028 года, продолжает Василий Киселев. По его словам, это будет дискриминировать остальных бюджетников и коммунальщиков, подключенных к сети на втором среднем напряжении.
«Таким образом, положения проекта содержат ценовой арбитраж для участников энергорынка, влекут коррупциогенные риски и возможности для злоупотреблений, – отметил директор «Сообщества потребителей энергии». – Для сохранения пониженной оплаты за электроэнергию возможны случаи перехода потребителей с более высокого уровня напряжения на субсидируемый более низкий уровень – НН с формальным переоформлением актов разграничения балансовой принадлежности сторон с электросетевой организацией, продажей или передачей в аренду части объектов электросетевого хозяйства».
Кроме того, проект предусматривает сохранение до 2028 года субсидирования для субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), подключенных к электросетям на средних уровнях напряжения. Для этого они будут обязаны отчитываться по заполнению формы федерального статистического наблюдения «Сведения о полезном отпуске (продаже) электрической энергии и мощности отдельным категориям потребителей», хотя пока такой обязанности не имеют. По мнению Василия Киселева, это нецелесообразно, поскольку «ухудшит положение всех предпринимателей, функционирующих в том числе в ценовых зонах оптового рынка электроэнергии, приведет к дополнительным бюджетным издержкам на администрирование и контроль при отсутствии значимого для экономики РФ результата».
«Принятие проекта в текущей редакции не приведет к существенному сокращению объема дальневосточных субсидий, усилит риск дальнейшего продления механизма субсидирования энерготарифов после 2028 года в неизменном виде, а также, учитывая ряд новых платежей оптового энергорынка, решение по которым принято в конце 2020 – начале 2021 годов, может привести к нарушению указания главы государства об ограничении темпов роста конечной цены на электроэнергию уровнем инфляции», – подчеркивает Василий Киселев.
В «Сообществе потребителей энергии» предлагают классифицировать дальневосточных потребителей в зависимости от одного из видов их экономической деятельности и на основании кодов ОКВЭД-2 относить их к определенной группе. Первую группу составят предприятия и организации бюджетной сферы и отрасли ЖКХ, вторую группу – отрасли драгметаллов и камней, а также ТЭК. Для этих групп предлагается предусмотреть ежегодное равномерное сокращение соответственно на 1/5 и 1/3 часть разницы между экономически обоснованным и базовым уровнем энергоцен.
А к третьей группе Василий Киселев отнес предприятия МСП, присоединенные к электросетям на низком и среднем уровне напряжения, а также организации, работающие в ТОР и порту Владивосток. Для данной группы целесообразно предусмотреть адресное субсидирование при условии выполнения ими целевых показателей по развитию бизнеса и реализации инвестпроектов, увеличения объемов электропотребления и его полной оплате, считают в «Сообществе потребителей энергии».
«Для реализации данных положений предлагаем разработать критерии ежегодной оценки эффективности применения механизма субсидирования энерготарифов на развитие дальневосточных регионов, а также установить зависимость продления режима субсидирования в указанных субъектах от выполнения установленных показателей, – добавил Василий Киселев. – Для остальных дальневосточных потребителей, не относящихся к вышеуказанным группам, считаем целесообразным предусмотреть равномерное поэтапное доведение энерготарифов до экономически обоснованного уровня в период с 2022 до 2028 года».
комментарии(0)