Меньше всего в прошлом году Центр помог нескольким нефтегазодобывающим территориям. Фото с сайта www.gazprom-neft.ru
Одной из тем ежегодного Послания Федеральному собранию, с которым президент выступит 21 апреля, станут меры дополнительной финансовой поддержки регионов в 2021 году. Правительство поможет регионам новыми кредитами для погашения тех, которые брались на пике вызванного пандемией кризиса, и временно отменит предел по госдолгу. Анализируя итоги 2020 года, эксперты Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) указали на примеры не всегда прозрачного распределения бюджетных средств между субъектами РФ. По их оценкам, «из-за нескоординированной политики федеральных ведомств» некоторым слабым регионам была оказана минимальная поддержка, а некоторым устойчивым – максимальная.
Исполняя поручение президента, правительство в понедельник объявило об одной из мер дополнительной поддержки регионов. «Планируется смягчить условия предоставления казначейских кредитов. Это позволит регионам в этом году не учитывать ограничение по государственному долгу и потенциально большему числу субъектов РФ поможет привлечь короткие бюджетные займы», – сообщил премьер Михаил Мишустин. «Конечно, при этом важно продолжать тщательно контролировать ситуацию с региональными финансами, чтобы стабильность бюджетной системы не ослабевала», – добавил премьер.
Устойчивость региональных бюджетов станет одной из тем Послания президента Федеральному собранию. Неделю назад Владимир Путин поручил кабинету министров в двухнедельный срок определить параметры дополнительной финансовой поддержки субъектов РФ в текущем году. «Так, чтобы я мог учесть это и в Послании Федеральному собранию», – уточнил Путин.
Минфин пояснил, о каких послаблениях сейчас идет речь: «В 2021 году регионы смогут взять новые бюджетные кредиты на пополнение остатков только после возвращения бюджетных кредитов, предоставленных дополнительно для погашения кредитов на пополнение остатков 2020 года».
Кредиты для погашения предоставлялись в качестве меры поддержки до 1 июля этого года. Но если до этого срока вернуть их не получится, тогда «бюджетные кредиты 2021 года будут предоставляться с условием, что полученные средства регионы направят на погашение кредитов, выданных в конце 2020 года». Это поможет не допустить закредитованности регионов, уточнили в Минфине.
«Также временно, до конца 2021 года, будет приостановлено правило предоставления бюджетных кредитов на пополнение остатков в части предельной величины государственного внутреннего долга, – продолжили в министерстве. – Это позволит регионам эффективнее исполнять социальные обязательства перед гражданами, а также поддерживать экономику в период ее восстановления».
«Фактически это пролонгирование бюджетных займов, чтобы регионы не встали перед необходимостью занимать в банках, – пояснил «НГ» аналитик компании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. – Но обозначается условие, что бюджетные кредиты, взятые на льготных условиях у федерального Минфина, должны идти на погашение прошлогодних кредитов, полученных от того же Минфина. Это сделано для того, чтобы регионы не использовали льготу для рефинансирования ранее взятых займов перед банками или инвесторами». То есть в правительстве не хотят смешивать старые долги, накопленные по инициативе самих регионов, и те, которые образовались в период вызванного пандемией кризиса.
«По новым условиям регионы смогут получить в 2021 году бюджетные кредиты и использовать их в целях рефинансирования своей задолженности перед федеральным Центром, – пояснил «НГ» старший аналитик группы региональных рейтингов АКРА Илья Цыпкин. – В изменениях к правилам не указан срок предоставляемых бюджетных кредитов». По его словам, в случае если речь идет о коротких кредитах, то проблема рефинансирования может снова возникнуть в конце текущего года.
Хотя главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов уточнил, что получение бюджетного кредита на пополнение остатков осуществляется все же при условии погашения ранее полученного аналогичного кредита: «Есть оговорки, но общее правило таково». Но по факту, учитывая, что с началом борьбы с коммерческими кредитами регионов именно федеральный бюджет стал главным источником займов, ситуация выглядит именно как перекредитование регионов.
Цыпкин отметил, что приостановление меры о предельной величине госдолга субъектов на 2021 год может принести пользу, однако не до конца понятно, как регионы будут исполнять требуемые условия в следующем году, когда льготный период истечет. «Возможно, Минфин пойдет на дальнейшее смягчение условий долговой политики», – предположил он.
Минфин отчитался в понедельник, что в прошлом году федеральный Центр «оказал беспрецедентную поддержку регионам, которая продолжится и в этом году». Эксперты подтверждают внушительный масштаб помощи. «Дополнительная помощь из федерального бюджета беспрецедентна по объему и значительно превысила динамику кризисного 2009 года (на треть). Следствием стал рост уровня дотационности бюджетов регионов с 19% в 2019 году до 26% в 2020-м, почти как в кризисном 2009-м», – сообщается в мониторинге экономической ситуации, подготовленном экспертами Института экономической политики и РАНХиГС.
Однако, как уточняет главный научный сотрудник лаборатории Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Наталья Зубаревич, «при масштабном росте помощи регионам ее транспарентность в период пандемии снизилась из-за нескоординированной политики федеральных ведомств»: об этом свидетельствует сопоставление выпадающих доходов бюджетов и объема дополнительных трансфертов по сравнению с 2019-м.
«Меньше всего помогли не только трем-четырем нефтегазодобывающим регионам с высокой бюджетной обеспеченностью, которые способны самостоятельно справиться с кризисом, но и ряду регионов с невысокими доходами бюджета, – обратила внимание Зубаревич. – Получив минимальную помощь, они завершили год с большим дефицитом бюджета». Но еще менее объясним, по уточнению Зубаревич, перечень регионов, получивших максимальный объем дополнительной помощи: «У более половины из них не фиксировалось спада собственных доходов».
Перекосы объяснимы, считает часть экспертов. «2020 год прошел в условиях, когда расходы росли непредсказуемо быстро, особенно на борьбу с эпидемией. При этом данные о падении налоговых доходов приходили с опозданием. Общей картины не было ни у кого, и федеральный Центр фактически пытался угадать, куда стоит срочно направить деньги, а кому помощь нужно давать только по запросу», – пояснил Емельянов. «Есть регионы, которые получают больше, есть условно обделенные, – продолжил он. – В период кризиса это неравенство обостряется, и позднее Центру приходится выправлять местные дефициты за счет кредитов и трансфертов».
«Расходы консолидированных бюджетов в 2020 году росли быстрее доходов, – сообщила в мониторинге Зубаревич. – Следствием более быстрого повышения расходов по сравнению с доходами стал дефицит бюджетов в 57 регионах. В 2019-м регионов с дефицитом бюджета было 35, в 2018-м – только 15». Дефицит бюджетов, в свою очередь, привел к росту долга регионов и муниципалитетов: «С 2,4 до 2,8 трлн руб. за 2020 год». «Долговая нагрузка в большинстве регионов и до пандемии была высокой, основная ее часть накоплена в ходе выполнения «зарплатных» майских указов – 2012. Однако в 2018–2019 годах долг снижался, – отметила Зубаревич. – В период пандемии он вновь стал увеличиваться, многим регионам не хватило дополнительной помощи из-за опережающего роста расходов». Как уточнил Цыпкин, по итогам 2020 года только у трех субъектов долговая нагрузка (отношение объема долга к объему доходов без учета безвозмездных поступлений) превышала 100%, еще четыре субъекта превысили 90% соотношения долга к собственным доходам.
комментарии(0)