0
4039
Газета Экономика Печатная версия

01.04.2021 20:45:00

Пятипроцентный рост потребления – предел мечтаний россиян в 2021-м

Граждане собираются больше тратить на образование и здоровье

Тэги: экономика, средние доходы, пандемия, коронавирус, соцподдержка, выплаты, семьи, дети, потребление

Все статьи по теме "Коронавирус COVID-19 - новая мировая проблема"

экономика, средние доходы, пандемия, коронавирус, соцподдержка, выплаты, семьи, дети, потребление Поддержка от государства частично компенсировала потерю доходов семей в пандемию. Фото PhotoXPress.ru

При самом благоприятном развитии событий средние доходы россиян вырастут в этом году на 3%, а потребительские расходы увеличатся даже на 5%. Но обеспечить такой рост будет очень не просто, предупреждают экономисты из Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН. Скорее всего эти максимумы прироста потребления достигнуты не будут. Но если доходы населения все же увеличатся, то россияне предпочтут потратить их не на машины и холодильники, а на образование и медицинские услуги.

По итогам 2021 года у российской экономики сохранится потенциал для роста реальных располагаемых доходов более чем на 3%, а потребления домашних хозяйств – более чем на 5%, утверждают ученые из Института народнохозяйственного прогнозирования РАН в своем новом прогнозе.

«В пользу ускоренного восстановления спроса говорит наличие отложенного спроса населения, низкие ставки по депозитам, сохранение ограничений на выезд за границу. В целом все это обеспечивает потенциал роста потребления домашних хозяйств», – уверены экономисты. Правда, потенциальный рост потребления может столкнуться с ограничениями, в частности для высокодоходных групп населения. «Даже в условиях снижения привлекательности вложений в депозиты и иные финансовые инструменты от этой части населения можно ожидать лишь ограниченного увеличения спроса. Тем более что значительная часть отложенного спроса у богатых россиян была реализована еще в 2020 году», – сообщают ученые.

Теоретический потенциал роста внутреннего потребительского спроса есть у средне- и низкодоходных групп населения. Но чтобы это потребление домохозяйств стало драйвером экономического роста, государству необходимо и дальше расширять уровень социальной поддержки малообеспеченных семей.

Господдержка населения со стороны властей частично ослабила удар от коронакризиса, считают исследователи Высшей школы экономики (ВШЭ) Марина Красильникова, Алина Пишняк, Елена Горина и Ирина Корчагина, которые проанализировали структуру потребления российских семей во время пандемии. Около 40% россиян сообщили о тех или иных видах полученной помощи, рассказывают эксперты на основе данных опроса 6 тыс. респондентов. И из получивших помощь каждый пятый респондент сообщил об улучшении материального положения.

Расчеты экономистов также показывают, что помощь семьям с детьми и безработным компенсировала лишь седьмую часть выпавших денежных доходов и более трети прироста уровня бедности. Этот эффект был весьма краткосрочным, и, хотя дополнительные денежные выплаты населению сдержали прирост бедности, ее уровень оценивается выше того, который имел место до пандемии.

При этом максимальный компенсационный эффект был направлен на семьи с детьми в возрасте от трех до семи лет, для которых уровень бедности после учета выплат снизился с 32 до 24% и почти приблизился к докризисному. В то же время в семьях без детей бедность до пандемии была не так высока (3,8%), однако в период кризиса выросла более чем в два раза.

(С апреля в России меняются правила выплат семьям с детьми. Родители могут подать заявление на увеличенную ежемесячную выплату на детей от трех до семи лет включительно. Теперь ее размер будет зависеть от доходов семьи и сможет достигать 50%, 75% или 100% от регионального прожиточного минимума на ребенка, а не фиксированные 50%, как это было ранее. Правила расчета нуждаемости семьи при этом меняются. Впервые при расчете среднедушевого дохода будут учитывать старших детей в возрасте до 23 лет, если они учатся в институте на очном отделении, и не засчитают выплаты гражданам, которые ухаживают за детьми-инвалидами.)

Пандемия существенно видоизменила структуру потребления российских семей. С одной стороны, экономические условия последних лет не способствовали росту уровня благосостояния российских семей в силу отсутствия роста реальных денежных доходов. А пандемия коронавируса и введение карантинных мер лишь усугубили их положение. В частности, различные режимы ограничений прошлого года серьезно изменили потребление и структуру расходов. В результате, по разным оценкам респондентов, семейные расходы упали на 30–40% (некоторые траты сократились: на развлечения, расходы на транспорт и бензин, дополнительные занятия детей, уход за собой, траты на одежду).

Существенно изменились и потенциальные источники экономии, то есть те статьи расходов, от которых россияне готовы отказаться в случае чего первыми. При этом степень «настоятельности экономии» меняется в зависимости от уровня денежных доходов.

В случае дальнейшего ухудшения ситуации с доходами граждане РФ в первую очередь готовы отказаться от трат на отдых, следует из исследования. От таких расходов полностью или частично готовы отказаться 65% опрошенных. При этом среди 20% самых бедных россиян доля тех, кто откажется от таких трат, становится выше: 70%. И снижается среди более богатых групп населения – 55%. Развлечения, траты на кино и театр также пойдут под нож в случае ухудшения ситуации у 57% респондентов. При этом среди бедных групп сокращать такие расходы будет уже 65% опрошенных, а среди богатых – всего 47%.

Особенно показательны расходы на питание. Если в среднем экономят на еде около 27% респондентов, то среди более бедных слоев доля таких ответов возрастает до 42%. А среди более обеспеченных доля таких ответов снижается до 14%. Для российского потребителя более характерны признаки поведения бедного потребителя. Полное и разнообразное удовлетворение потребительских запросов труднодоступно практически для всех доходных групп населения.

Прирост доходов, если он появится, около 40% российских семей направят эти средства на образование своих детей, а 37% – на медицинские услуги. Эти два потенциальных направления заметно опережают другие статьи возможных расходов. Так, при росте доходов лишь треть семей направит их на оплату отдыха. В случае роста дохода каждая третья семья направит эти деньги на покупку еды.

Примечательно, что траты на медицину и образование хотели бы увеличить все группы населения независимо от доходов. И это существенное изменение потребительских приоритетов. В 2016 году граждане хотели тратить больше денег на отпуск, одежду, бытовую технику. В настоящее время потребители в первую очередь думают об увеличении расходов на медицинские и образовательные услуги, а также на продовольствие. Рост упоминаний планов увеличения расходов на продовольствие является новым сигналом, свидетельствующим об обострении проблемы доступности качественного питания.

Для массовых слоев населения наиболее болезненным проявлением экономических трудностей стала угроза потери текущих заработков. «В 2020 году наибольшие опасения у большинства были связаны с полной потерей работы. Сохранение низкого уровня инфляции на протяжении последних лет смягчило остроту проблемы – рост цен на повседневные покупки стал второй по важности формой проявления кризисной ситуации», – отмечается в отчете ВШЭ. Так, перспектива потери работы волнует 37% опрошенных, текущих невыплат – 21%, а сокращения заработков – 14% респондентов. В свою очередь, обесценение денежных сбережений беспокоит всего 4% опрошенных, собственности – 2%, роста цен на запланированные дорогостоящие приобретения – также 2%.

Пандемия сузила границы зоны безопасности, включив в нее необходимость получения высшего образования и обеспечение себе и своим близким доступа к качественным медицинским услугам, в том числе с помощью добровольного медстрахования, признает доцент РЭУ им. Плеханова Ольга Лебединская. «Изменилось и отношение к образованию. Если количество бюджетных мест в стране зависит от политики государства, то популярность обучения на внебюджетной основе зависит в том числе и от платежеспособности семьи», – рассказывает эксперт. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Страховщики удвоили прибыль за счет девальвации рубля

Страховщики удвоили прибыль за счет девальвации рубля

Михаил Сергеев

Затраты работодателей на медицинские программы для сотрудников увеличились

0
1322
Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Внутренний спрос – главный драйвер для предприятий

Ольга Соловьева

В РФ сохраняется экономический рост на фоне замедления кредитования

0
3015
В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

В Венесуэле предстоят выборы в условиях жесточайшего кризиса

Дмитрий Морозов

Мадуро срочно ищет деньги и способ избежать протестного голосования

0
2706
Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Искусственный интеллект будет бороться с ростом цен

Анастасия Башкатова

Переход от "экономики дефицита" к "экономике изобилия" зависит от вычислительных мощностей

0
2534

Другие новости