Финский пример создания региональных точек роста понравился российским реформаторам. Фото Reuters
Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), который можно считать «мозговым трестом» при первом вице-премьере Андрее Белоусове, признал тупик политики доминирования государства в экономике. Из-за разобщенности приоритетов власти и бизнеса не удается обеспечить инвестиционного развития, при этом перекосы в поддержке отраслей приводят к недальновидным решениям, например, в сфере денежной политики, следует из доклада. ЦМАКП фактически предлагает передать бизнесу часть полномочий по выработке приоритетов, а также создать в стране регионы-резервации с доминированием бизнеса, ориентируясь на пример Nokia в Финляндии.
Сегодня потеря темпов экономического роста равноценна потере будущего. Для сбалансированного развития стране нужно обеспечить экономический рост на 3–3,5% в год и выше, увеличение же ВВП на 1,5–2% в год – это инерция «с неясными перспективами». Об этом предупредил в своем докладе «Три тезиса об инвестиционных барьерах: взаимодействие государства и бизнеса» руководитель направления ЦМАКПа Дмитрий Белоусов (брат первого вице-премьера).
По его мнению, нужно совершить маневр в пользу новых зон и секторов роста, создав новые территориальные кластеры. Это предполагает отказ от государственного доминирования в экономике и разворот в сторону бизнеса, подготовку для него, а также для населения и науки понятных программ развития, позволяющих «удлинить» горизонт планирования.
Прежде всего Белоусов указал на «разобщенность» инвестиционных приоритетов государственной политики и бизнеса: «У государства в любом случае есть «свои приоритеты» – инфраструктура, национальная безопасность, развитие «депрессивных» регионов и новых отраслей.
Но должен быть «системный эффект», иначе интересы и приоритеты государства не будут подкрепляться результатами бизнес-активности».
Помимо этого Дмитрий Белоусов описал негативные последствия так называемого «эффекта моды» на определенные типы инвестпроектов, будь то автосборка, лесохимия, нефте- и газохимия или производство стройматериалов. Капризы этой «моды», или, говоря иначе, перекосы, ведут к «постоянному сочетанию общей недоинвестированности экономики с рисками перегрева отдельных секторов», что, в свою очередь, чревато неоправданным ужесточением денежной политики.
Наконец, экономист указал на разрыв в поддержке «новых проектов», отсутствие целостной системы с едиными, преемственными приоритетами. В стране умеют поддерживать технологические стартапы, однако возникают трудности с масштабированием бизнеса, кредитованием качественно новых производств. «В результате мы сами выталкиваем новые производства за рубеж», – поясняет Дмитрий Белоусов.
ЦМАКП перечислил свои предложения, как исправить ситуацию. Первый пункт – необходимо привлекать бизнес к выработке приоритетов в рамках государственных и региональных инвестиционных программ. Второй пункт – необходимо проводить «политику одного окна», одного гранта для поддержки инвестпроектов в регионах.
Помимо этого Белоусов призывает создавать для сырьевых регионов-доноров модели «региона технологической диверсификации», наподобие «региона-Nokia», обеспечивающего себе новые основы для устойчивого роста.
Есть и другие предложения: создать базу проектов с разметкой на «красные зоны» потенциального перепроизводства и «зеленые зоны» для инвестирования в новые мощности там, где их не хватает; применять новые финансовые технологии (для обсуждения предлагаются «окрашенные деньги», блокчейн), наладить механизм по непрерывному сопровождению проектов, их «выращиванию» и т.д. Рекомендуется обеспечивать проекты ресурсами в том числе через образовательные и жилищные инициативы, способствующие перетоку специалистов в зоны роста.
Отголоски рекомендаций ЦМАКПа, судя по всему, можно было услышать на прошедшем в среду заседании комиссии Госсовета по направлению «Инвестиции». В нем принял участие первый вице-премьер Андрей Белоусов, который теперь курирует обновленный нацпроект, посвященный малому и среднему бизнесу.
Как сообщается в материалах Торгово-промышленной палаты, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов сообщил на заседании, что с 2021 года правительство переходит к практической работе по сопровождению инвестиционных проектов с формированием современной системы условий их реализации.
Первое направление: «Построение системы поддержки новых крупных частных инвестиционных проектов, будущих «локомотивов инвестиций» через совершенствование механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений».
Второе направление: «Построение системы поддержки новых средних инвестиционных проектов с опорой на частный капитал в регионах». Третье: «Совершенствование комплекса правил в промышленном строительстве». Четвертое посвящено доступному финансированию инвестиционных проектов.
Обсуждался в том числе инвестиционный портал, помогающий бизнесу принимать решения о проектах. Завершая заседание, Андрей Белоусов сообщил, что для апробации представленных механизмов отобраны пилотные регионы.
Возникает, однако, вопрос, какой именно бизнес федеральные и региональные власти решат посадить за стол переговоров о приоритетах развития – самый крупный и при этом аффилированный с государством? Или все же выбор будет сделан в пользу частного бизнеса?
«Пока государство передает лишь аффилированному бизнесу решение части проблем, и то эпизодически. Это поддерживает олигархат, не более того», – считает доцент Российского экономического университета, руководитель липецкого отделения Партии роста Вадим Ковригин.
«В некоторых регионах бизнес успешно участвует в принятии решений, но это в большей степени относится к крупным компаниям, а вот малый и средний ничего не решает, и повысить его роль было бы очень правильно», – отметил директор Института экономики роста Антон Свириденко.
«Наибольшее взаимодействие государства и бизнеса проявляется при выполнении совместных контрактов. Способом передачи части полномочий бизнесу может служить снижение доли государственных или квазигосударственных компаний при выполнении заказов, – говорит аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. – Для этого необходимо снижать концентрацию капитала в крупных госкомпаниях или квазигосударственных компаниях».
«Что касается обсуждения законодательных инициатив или механизма принятия решений, касающихся бизнеса, считаем, что участие бизнеса недостаточно», – продолжил эксперт. Внесенные бизнесом предложения часто носят рекомендательный характер, «ситуация осложняется недостаточной коммуникацией между центром и регионами, сжатыми сроками обсуждения инициатив».
Но если, например, передать более существенную часть налоговых полномочий регионам, то процесс вовлечения бизнеса в принятие решений можно было бы и ускорить, считает Миронюк.
Как пояснил «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, после пандемии роль бизнеса в стране только возросла. «Правительство постоянно находится в диалоге с представителями бизнес-сообщества. В дальнейшем кабинет министров может активнее привлекать к выработке приоритетов и передавать часть решений социально ответственному бизнесу», – считает Сигал.
«Перед передачей бизнесу части решений в политике надо подумать о системном улучшении инвестиционного климата на общегосударственном уровне. После этого привлекать бизнес можно и нужно на федеральном уровне для разработки и проведения в жизнь решений в области строительства инфраструктуры, принятия и реализации программ софинансирования развития медицины, образования. На региональном уровне бизнес может прекрасно решать проблемы ЖКХ», – полагает Ковригин.
«Что касается создания специальных зон, то здесь невозможно изобрести что-то качественно новое, ведь у нас в стране уже существуют десятки территорий опережающего развития и особых экономических зон (промышленных, инновационных, портовых и туристических), которые соответствуют лучшим мировым практикам», – продолжил аналитик компании «Финам» Сергей Переход.
«Из минусов на текущий момент выделим то, что не всегда государство может обеспечить стабильность условий размещения организаций в технопарках, – добавил, однако, Миронюк. – Поправки в законодательстве и изменения условий помощи «резидентам» отталкивают долгосрочных инвесторов».
комментарии(0)