0
4925
Газета Экономика Печатная версия

01.04.2021 20:47:00

В стране могут появиться бизнес-резервации

"Мозговой трест" Андрея Белоусова призвал отказаться от государственного доминирования  в экономике

Тэги: цпакп, мозговой трест, андрей белоусов, экономика, государство, бизнес, инвестпрограммы, терииториальные кластеры


цпакп, мозговой трест, андрей белоусов, экономика, государство, бизнес, инвестпрограммы, терииториальные кластеры Финский пример создания региональных точек роста понравился российским реформаторам. Фото Reuters

Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), который можно считать «мозговым трестом» при первом вице-премьере Андрее Белоусове, признал тупик политики доминирования государства в экономике. Из-за разобщенности приоритетов власти и бизнеса не удается обеспечить инвестиционного развития, при этом перекосы в поддержке отраслей приводят к недальновидным решениям, например, в сфере денежной политики, следует из доклада. ЦМАКП фактически предлагает передать бизнесу часть полномочий по выработке приоритетов, а также создать в стране регионы-резервации с доминированием бизнеса, ориентируясь на пример Nokia в Финляндии.

Сегодня потеря темпов экономического роста равноценна потере будущего. Для сбалансированного развития стране нужно обеспечить экономический рост на 3–3,5% в год и выше, увеличение же ВВП на 1,5–2% в год – это инерция «с неясными перспективами». Об этом предупредил в своем докладе «Три тезиса об инвестиционных барьерах: взаимодействие государства и бизнеса» руководитель направления ЦМАКПа Дмитрий Белоусов (брат первого вице-премьера).

По его мнению, нужно совершить маневр в пользу новых зон и секторов роста, создав новые территориальные кластеры. Это предполагает отказ от государственного доминирования в экономике и разворот в сторону бизнеса, подготовку для него, а также для населения и науки понятных программ развития, позволяющих «удлинить» горизонт планирования.

Прежде всего Белоусов указал на «разобщенность» инвестиционных приоритетов государственной политики и бизнеса: «У государства в любом случае есть «свои приоритеты» – инфраструктура, национальная безопасность, развитие «депрессивных» регионов и новых отраслей.

Но должен быть «системный эффект», иначе интересы и приоритеты государства не будут подкрепляться результатами бизнес-активности».

Помимо этого Дмитрий Белоусов описал негативные последствия так называемого «эффекта моды» на определенные типы инвестпроектов, будь то автосборка, лесохимия, нефте- и газохимия или производство стройматериалов. Капризы этой «моды», или, говоря иначе, перекосы, ведут к «постоянному сочетанию общей недоинвестированности экономики с рисками перегрева отдельных секторов», что, в свою очередь, чревато неоправданным ужесточением денежной политики.

Наконец, экономист указал на разрыв в поддержке «новых проектов», отсутствие целостной системы с едиными, преемственными приоритетами. В стране умеют поддерживать технологические стартапы, однако возникают трудности с масштабированием бизнеса, кредитованием качественно новых производств. «В результате мы сами выталкиваем новые производства за рубеж», – поясняет Дмитрий Белоусов.

ЦМАКП перечислил свои предложения, как исправить ситуацию. Первый пункт – необходимо привлекать бизнес к выработке приоритетов в рамках государственных и региональных инвестиционных программ. Второй пункт – необходимо проводить «политику одного окна», одного гранта для поддержки инвестпроектов в регионах.

Помимо этого Белоусов призывает создавать для сырьевых регионов-доноров модели «региона технологической диверсификации», наподобие «региона-Nokia», обеспечивающего себе новые основы для устойчивого роста.

Есть и другие предложения: создать базу проектов с разметкой на «красные зоны» потенциального перепроизводства и «зеленые зоны» для инвестирования в новые мощности там, где их не хватает; применять новые финансовые технологии (для обсуждения предлагаются «окрашенные деньги», блокчейн), наладить механизм по непрерывному сопровождению проектов, их «выращиванию» и т.д. Рекомендуется обеспечивать проекты ресурсами в том числе через образовательные и жилищные инициативы, способствующие перетоку специалистов в зоны роста.

Отголоски рекомендаций ЦМАКПа, судя по всему, можно было услышать на прошедшем в среду заседании комиссии Госсовета по направлению «Инвестиции». В нем принял участие первый вице-премьер Андрей Белоусов, который теперь курирует обновленный нацпроект, посвященный малому и среднему бизнесу.

Как сообщается в материалах Торгово-промышленной палаты, первый замминистра экономического развития Андрей Иванов сообщил на заседании, что с 2021 года правительство переходит к практической работе по сопровождению инвестиционных проектов с формированием современной системы условий их реализации.

Первое направление: «Построение системы поддержки новых крупных частных инвестиционных проектов, будущих «локомотивов инвестиций» через совершенствование механизма Соглашений о защите и поощрении капиталовложений».

Второе направление: «Построение системы поддержки новых средних инвестиционных проектов с опорой на частный капитал в регионах». Третье: «Совершенствование комплекса правил в промышленном строительстве». Четвертое посвящено доступному финансированию инвестиционных проектов.

Обсуждался в том числе инвестиционный портал, помогающий бизнесу принимать решения о проектах. Завершая заседание, Андрей Белоусов сообщил, что для апробации представленных механизмов отобраны пилотные регионы.

Возникает, однако, вопрос, какой именно бизнес федеральные и региональные власти решат посадить за стол переговоров о приоритетах развития – самый крупный и при этом аффилированный с государством? Или все же выбор будет сделан в пользу частного бизнеса?

«Пока государство передает лишь аффилированному бизнесу решение части проблем, и то эпизодически. Это поддерживает олигархат, не более того», – считает доцент Российского экономического университета, руководитель липецкого отделения Партии роста Вадим Ковригин.

«В некоторых регионах бизнес успешно участвует в принятии решений, но это в большей степени относится к крупным компаниям, а вот малый и средний ничего не решает, и повысить его роль было бы очень правильно», – отметил директор Института экономики роста Антон Свириденко.

«Наибольшее взаимодействие государства и бизнеса проявляется при выполнении совместных контрактов. Способом передачи части полномочий бизнесу может служить снижение доли государственных или квазигосударственных компаний при выполнении заказов, – говорит аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. – Для этого необходимо снижать концентрацию капитала в крупных госкомпаниях или квазигосударственных компаниях».

«Что касается обсуждения законодательных инициатив или механизма принятия решений, касающихся бизнеса, считаем, что участие бизнеса недостаточно», – продолжил эксперт. Внесенные бизнесом предложения часто носят рекомендательный характер, «ситуация осложняется недостаточной коммуникацией между центром и регионами, сжатыми сроками обсуждения инициатив».

Но если, например, передать более существенную часть налоговых полномочий регионам, то процесс вовлечения бизнеса в принятие решений можно было бы и ускорить, считает Миронюк.

Как пояснил «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, после пандемии роль бизнеса в стране только возросла. «Правительство постоянно находится в диалоге с представителями бизнес-сообщества. В дальнейшем кабинет министров может активнее привлекать к выработке приоритетов и передавать часть решений социально ответственному бизнесу», – считает Сигал.

«Перед передачей бизнесу части решений в политике надо подумать о системном улучшении инвестиционного климата на общегосударственном уровне. После этого привлекать бизнес можно и нужно на федеральном уровне для разработки и проведения в жизнь решений в области строительства инфраструктуры, принятия и реализации программ софинансирования развития медицины, образования. На региональном уровне бизнес может прекрасно решать проблемы ЖКХ», – полагает Ковригин.

«Что касается создания специальных зон, то здесь невозможно изобрести что-то качественно новое, ведь у нас в стране уже существуют десятки территорий опережающего развития и особых экономических зон (промышленных, инновационных, портовых и туристических), которые соответствуют лучшим мировым практикам», – продолжил аналитик компании «Финам» Сергей Переход.

«Из минусов на текущий момент выделим то, что не всегда государство может обеспечить стабильность условий размещения организаций в технопарках, – добавил, однако, Миронюк. – Поправки в законодательстве и изменения условий помощи «резидентам» отталкивают долгосрочных инвесторов». 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Виктория Панфилова

В Бишкеке состоялся саммит глав государств организации

0
1267
Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.11.24

0
1297
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
848
Либо рост численности населения, либо роботы

Либо рост численности населения, либо роботы

Анастасия Башкатова

Будущее российской экономики зависит от инвестиционной проактивности

0
2645

Другие новости