Временные работники и те, кто трудился неофициально, столкнулись, судя по всему, с наиболее сильным падением доходов. Фото Reuters
Зафиксированный в стране рост заработных плат, который достиг 2,5% даже в условиях связанного с пандемией кризиса и даже с учетом инфляции, возможно, вызвал у некоторых россиян удивление. Росстат сообщил «НГ», что если брать в целом оплату труда наемных работников, которая охватывает не только тех, кто трудился в штате организаций, но и тех, кто работал вне штата, и которая включает в том числе иные выплаты (допустим, бонусы или платежи по договорам гражданско-правового характера), то в этом случае россияне с учетом инфляции ушли в минус. Оплата труда в реальном выражении сократилась примерно на 1%, сообщил Росстат.
Растущая зарплата россиян в прошлом году сочеталась не только с падением доходов населения, но и с сокращением оплаты труда всех наемных работников. Это следует из данных, предоставленных Росстатом. Судя по ним, в 2020 году оплата труда наемных работников в номинальном выражении увеличилась чуть больше чем на 2%. В реальном выражении – с учетом инфляции – она сократилась на 1%, уточнили в ведомстве Павла Малкова. Хотя одновременно с этим «начисленная заработная плата работников организаций» – показатель, которым обычно и отчитываются с высоких трибун ведомства, – увеличилась на 2,5% в реальном выражении.
«У Росстата есть множество различных показателей учета заработной платы. Обычно, когда Росстат отчитывается о динамике заработных плат, он использует показатель «среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций». Он рассчитывается просто: фонд оплаты труда всех работников делится на среднесписочную численность работников», – пояснил «НГ» старший научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок.
«Учитываются только те организации, которые прислали статистическую отчетность в Росстат», – добавил экономист. При этом, как сообщил Ляшок, «учет идет в пересчете на одну ставку, то есть если человека переводят с полной ставки на полставки, снижая его зарплату вдвое, то на итоговом значении показателя это никак не отразится».
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций рассчитывается «на основании сведений о выплатах наемным работникам, полученных от организаций и исчисляемых путем деления фонда начисленной заработной платы на среднесписочную численность работников (или в пересчете на «эквивалент полной занятости»)», пояснили также в пресс-службе Росстата.
При расчетах, связанных с более широким показателем оплаты труда, каждый работник учитывается как целая единица независимо от того, сколько он отработал в отчетном периоде, следует из пояснений ведомства.
При этом когда берется оплата труда, учитываются все наемные работники, в том числе работающие на индивидуальных предпринимателей (ИП), физических лиц, по договорам гражданско-правового характера и в тех организациях, которые по каким-либо причинам не присылают отчетность в Росстат, обратил внимание Ляшок. Также сюда можно добавить сезонных работников.
Кроме того, при анализе оплаты труда оцениваются иные выплаты, в том числе бонусы и то, что может находиться в условно серой зоне. И в этом случае как раз и могли сказаться экономические трудности, с которыми столкнулись многие организации и ИП в прошлом году. Основной удар пришелся, судя по всему, по внештатным работникам, по тем, кто был нанят ИП, также урезались дополнительные выплаты.
«Большая часть теневого сектора не отражена в официальной статистике, а там были самые большие снижения зарплат и сокращения работников», – добавила доцент Российского экономического университета им. Плеханова Людмила Иванова-Швец.
По ее предположению, скорее всего среднемесячная начисленная заработная плата в 2020 году выросла в организациях не из-за роста самой зарплаты, «а из-за сокращения численности работающих». С одной стороны, в ряде отраслей наблюдался подъем: это прежде всего здравоохранение и фармацевтика. Но, с другой – есть сильно пострадавшие во время кризиса сферы.
Некоторые эксперты полагают, что ни один из показателей в полной мере не претендует на достоверное отражение реальной картины с доходами населения – у каждого свои нюансы. Очевидно, что пандемия усугубила и без того непростую ситуацию в экономике, но, конечно, одновременно с этим в правительстве и до пандемии, и во время нее старались сгладить негатив.
Принимались меры поддержки. «Это и кредитные каникулы, и налоговые субсидии, и мораторий на банкротство. Мер поддержки много. Не говоря о том, что как минимум официально даже в период локдауна бюджетникам, госслужащим и иным категориям граждан, чей доход непосредственно или опосредованно зависит от государства, обеспечивалось его сохранение, чего в частном секторе сделать по объективным причинам было невозможно», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Но, по его словам, это не противоречит тому, что по частному сектору, обеспечивающему все еще значительную часть населения работой, пандемия нанесла сокрушительный удар. «И я думаю, что даже бюджетники вряд ли могли так существенно «вытянуть» общую картину по стране», – добавил эксперт. Судя по его объяснению, даже сокращение в реальном выражении на 1% оплаты труда наемных работников тоже выглядит чересчур оптимистично. По мнению Антонова, пока трудно понять, каким образом при простое экономики в течение почти двух кварталов, росте безработицы и инфляции трудовые доходы населения изменились столь незначительно.
комментарии(0)