Пошлины на вывоз подсолнечника могут снизить интерес к инвестициям в растениеводство. Фото Reuters
Российские власти реализовали свою угрозу о введении экспортной пошлины на подсолнечное масло, несмотря на относительную стабилизацию розничных цен. В субботу чиновники объявили о продлении и увеличении пошлин на вывоз семян подсолнечника и рапса. Такое регулирование вкупе с администрированием цен на конкретные товары приведет к снижению инвестиций в отрасль. Не исключено и сокращение производства и посевных площадей, предупреждают эксперты.
О новом повышении пошлин в конце прошлой недели сообщили в Минэкономразвития (МЭР) со ссылкой на решение подкомиссии по таможенно-тарифному регулированию. «Поддержано установление демпферного механизма в отношении экспорта подсолнечного масла», – сообщили в субботу в ведомстве Максима Решетникова.
Размер экспортной пошлины составит 70%, а взиматься она будет с разницы между базовой ценой и ценой индикативной.
Базовая цена на подсолнечное масло устанавливается в размере 1 тыс. долл., тогда как индикативная будет определяться на основе данных агентства Reuters. Отметим, под индикативной ценой понимается стоимость того или иного товара на мировом рынке за истекший месяц.
Ранее в министерстве сообщали, что пошлина на подсолнечное масло будет сконструирована по принципу механизма на пшеницу. «То есть будет определенная цена отсечения, ниже которой пошлины не будет, а сверх этого также 70% от превышения будет в виде пошлины поступать в бюджет, а 30% – оставаться у сельхозпроизводителей», – рассказывали в ведомстве Решетникова. В самом МЭР подчеркивают, что действие плавающей пошлины «будет способствовать повышению предсказуемости рынка и сохранению стабильных цен на подсолнечное масло для населения».
Помимо введения пошлин на подсолнечное масло, российские власти также решили повысить ставку экспортной пошлины на семена подсолнечника в размере 50%, но не менее 320 долл. за 1 т сроком с 1 июля 2021 года по 1 сентября 2022 года. Ранее сообщалось, что базовая средняя цена на подсолнечник составит 440 долл. Также подчеркивалось, что это решение «направлено на сохранение необходимого объема соответствующей продукции на внутреннем рынке, защиту граждан от скачков цен на международном рынке и стабилизацию розничных цен на подсолнечное масло в России». Что касается рапса, то в той же подкомиссии решили продлить действующую вывозную таможенную пошлину на семена рапса до сентября 2022 года.
В январе чиновники объявили, что экспортная пошлина на подсолнечник и рапс будет действовать до 31 июня 2021 года. До этого пошлина на подсолнечник составляла 6,5%, но не менее 9,75 евро за тонну. А на рапс пошлина была нулевой. Кроме того, с середины декабря также была установлена тарифная квота в 17,5 млн т на экспорт пшеницы, ржи, ячменя и кукурузы (см. «НГ» от 14.02.21).
Решения о вывозных пошлинах на пшеницу, ячмень, кукурузу и сою последовали после критики президента РФ Владимира Путина резкого рост цен на сахар, подсолнечное масло и макароны. Были повышены также экспортные пошлины на подсолнечник и рапс. Тогда же на сахар и подсолнечное масло были введены предельные розничные цены (см. «НГ» от 13.12.20 и 14.12.20).
«Наша стратегия заключается в защите внутреннего рынка от переноса продовольственной инфляции с мировых рынков на внутренний рынок, – пояснял Решетников. – Мы кратно, существенно снизим это влияние данными мерами (регулирование цен, вывозные пошлины. – «НГ»). При этом речь идет не об административных мерах, а об экономических».
Между тем нет единства мнений даже среди чиновников относительно эффективности регулирования цен на продукты. Так, в Минпромторге заявили, что сдерживание цен на сахар и масло хоть и работает, но из-за него ломаются цепочки поставок. «Теперь торговые сети стремятся покупать напрямую у производителей, а у них нет возможности отгружать товар всем, потому что слишком большой объем заявок. Ломаются старые сложившиеся связи», – рассказывал замглавы Минпромторга Виктор Евтухов.
Необходимо оценивать последствия от госрегулирования цен, подчеркивали в ведомстве Дениса Мантурова. «Мы уже видели фиксацию цен, мы уже видели плановую экономику. У нас что, большой выбор в магазинах? Нет. И очереди мы помним в советские магазины», – заявил Евтухов. Сейчас ретейл сам сдерживает рост цен на социально значимые товары, перекладывая наценку на премиальные продукты, но возможности бизнеса ограничены, рассказывал замглавы Минпромторга. По его словам, сейчас наценка на социально значимые продукты составляет примерно 15%, а в некоторых сетях и того меньше.
Исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев признает, что заградительные меры позволят увеличить переработку внутри страны, сохранить сырье и экспортировать уже исключительно переработанную продукцию. «Рост цен на подсолнечное масло за последний сезон произошел в два раза в долларах. Для внутреннего потребителя это неподъемные условия. Маржа в 150% позволит сельхозпроизводителям интенсивно развиваться дальше. Нам как переработчикам эти условия позволят получить свои 5–10%, чтобы мы тоже могли развиваться, а потребитель получит доступную цену на полке магазина без какого-либо ручного регулирования со стороны государства», – заявил Мальцев в эфире BusinessFM.
Но с позицией маслопереработчиков согласны не все. По мнению директора аналитического центра «СовЭкон» Андрея Сизова, введение экспортных пошлин означает, что цены на продукт искусственно опускаются относительно уровня на внешнем рынке. «При этом внешний рынок российским производителям масличной продукции очень важен: на экспорт приходится более 50% произведенного масла в последние годы», – напоминал он. Для самих производителей масла это не будет проблемой, так как вся недополученная выручка будет переложена на сельхозпроизводителей. «В ближайшие годы мы увидим стремительное падение уровня отечественного растениеводства, я бы вообще сказал, что этими действиями разваливается целая отрасль. Перспективы мрачные», – публикует пресса прогнозы Андрея Сизова.
Введение экспортных пошлин – это вынужденная мера, которая является следствием заморозки внутренних цен», – отмечает главный инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин. «Основная задача состоит в том, чтобы удержать уровень производства подсолнечного масла внутри страны», – считает он. По его прогнозам, в перспективе возможно сокращение посевов подсолнечника.
Экспортная пошлина – классическая мера сдерживания экспорта, говорит руководитель аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. «Бороться нужно не с ростом цен на конкрентные группы товаров, а с инфляцией в целом. Я могу понять рост импортных пошлин для поддержки национального производителя на внутреннем рынке, но принципиально против экспортных пошлин», – подчеркивает он. «Мы должны наращивать экспорт, улучшать торговый баланс. Рост экспорта – это рост предложения валюты и укрепления рубля. Проблема инфляции решается через политику сильного рубля и роста ключевой ставки ЦБ», – считает он.
Эксперты из компании KMPG подсчитывали, что одна только заморозка цен на подсолнечное масло привела к потерям 15 млрд руб. у производителей. До конца этого года производители могут недополучить 50 млрд руб. доходов, говорили в компании. Как итог, считают аналитики, никто не будет строить серьезных планов по инвестированию в отрасль.
комментарии(0)