Фото Pixabay.com
Демографический национальный проект оказался самым провальным для власти. Дополнительные бюджетные вливания не остановили падение рождаемости. Не смогло правительство остановить и рост смертности. Провал нацпроекта чиновники пытаются списать на эпидемию коронавируса. Но ухудшения происходили еще до пандемии. За три года реализации нацпроекта естественная убыль населения России перевалила за 1 млн человек.
Специалисты Счетной палаты (СП) и демографы надеются предупредить полное фиаско крупнейшего нацпроекта. В качестве мер спасения называются выплаты маткапитала на третьего ребенка, стимулирование миграционного притока и кратное увеличение расходов бюджета на социальную политику.
Основные показатели правительственного нацпроекта «Демография» уже несколько лет не улучшаются, а продолжают ухудшаться, сообщили в среду аудиторы СП на дискуссии в Общественной палате (ОП). Суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – то есть число рождений в расчете на одну женщину – снизился в 2020 году до 1,489. И это при том, что по целевому показателю нацпроекта коэффициент рождаемости должен увеличиться до 1,7 уже к 2024 году. При этом нельзя сказать, что ситуация с рождаемостью ухудшилась только из-за коронакризиса. Ссылки на пандемию опровергает тот факт, что значение коэффициента снижается уже последние несколько лет. Для сравнения: по итогам 2018 года он составил 1,6, а по итогам 2019-го – 1,5.
За прошлый год естественная убыль населения превысила 600 тыс. человек. Это катастрофическое ухудшение: в 2019 году убыль населения составила около 300 тыс., в 2018-м – около 200 тыс. И убыль населения нарастала и до пандемии, хотя коронакризис действительно обострил существовавшие демографические проблемы.
Средняя ожидаемая продолжительность жизни до пандемии в России увеличивалась. По итогам 2019 года она составила 73,3 года, притом что по планам властей должна достигнуть 78 лет к 2024 году. Но в прошлом году продолжительность жизни в РФ снизилась до 71,1 года. Об этом, в частности, говорится в проекте единого плана достижения национальных целей развития, который был опубликован в Telegram-канале «Майский указ». Согласно правительственным расчетам, к докризисным показателям продолжительности жизни страна вернется в лучшем случае не раньше 2024 года.
Главный парадокс национального проекта состоит в том, что демографические показатели продолжают ухудшаться, хотя правительство тратит все больше денег на этот самый крупный нацпроект. Если в 2018 году траты бюджета на «Демографию» составили около 360 млрд руб., то уже в 2020 году они увеличились практически вдвое – до 690 млрд руб. Но финансирование увеличивается, а целевые показатели продолжают ухудшаться. Фактически нет никакой прямой связи между финансированием нацпроекта и достижением показателей по нему, утверждает аудитор СП Сергей Штогрин.
И винить пандемию в этом неэффективном расходовании средств невозможно. В ведомстве Алексея Кудрина указывают, что реализация нацпроекта не давала эффекта и до наступления коронавируса в 2020 году. В 2019 году из 27 целевых показателей нацпроекта не достигнуто было 10. В частности, 82 региона не смогли выполнить требования по СКР, уровню рождаемости в возрастной группе 25–29 лет и 30–34 лет. Свыше 30 регионов не справились с целевыми показателями по уровню смертности среди мужчин 16–59 лет.
Примечательно, что уже в 2020 году из 34 плановых показателей не было достигнуто всего два: смертность мужчин в возрасте 16–59 лет и смертность женщин в возрасте 16–54 лет. Однако заслуги властей в этом практически нет. Столь высокая степень реализации нацпроекта была обусловлена лишь подгонкой показателей, рассказывают в СП.
Напомним, о необходимости корректировки показателей нацпроекта «Демография» власти заговорили с конца 2020 года, когда стало очевидно, что в том числе и из-за пандемии текущие показатели выполнить будет невозможно. Минтруд РФ объявлял о планах скорректировать суммарный коэффициент рождаемости и коэффициент рождаемости в отдельных возрастных группах в 2020 году. Кроме того, планируется пересмотреть линейку рождаемости в 2021–2023 годах, рассказывала замминистра труда и социальной защиты РФ Елена Мухтиярова.
Из-за пандемии COVID-19 необходимо внести корректировки в целевые показатели по снижению смертности в нацпроекте «Демография», заявлял замминистра здравоохранения Олег Салагай.
Суммарный коэффициент рождаемости в России начал снижаться еще до пандемии. Источник: Счетная палата |
«Неблагополучная ситуация в связи с распространением коронавирусной инфекции и введенные в связи с этим ограничительные меры оказали негативное влияние на экономическое развитие стран во всем мире, значительно повлияли на социальную защиту и ситуацию на рынке труда, в том числе и в нашей стране», – сообщала председатель комитета СФ по социальной политике Инна Святенко. Снижение экономической активности повлекло сокращение рабочих мест, увеличение безработицы и падение доходов населения. В результате «по объективным причинам наблюдается замедление темпов реализации отдельных мероприятий нацпроектов «Здравоохранение» и «Демография», замечала сенатор (см. «НГ» от 03.12.20). Удивительно, что чиновники списывают свои неудачи на пандемию, хотя демографическая ситуация в РФ начала ухудшаться задолго до появления коронавируса.
Решение проблемы вымирания в Общественной палате предлагают начать со стимулирования рождения третьих и последующих детей, с увеличения уровня социальной поддержки, с мерами по снижению смертности среди трудоспособных мужчин, а также за счет привлечения в страну мигрантов.
Даже при коэффициенте рождений в 1,58, ожидаемой продолжительности жизни в 78 лет и миграционном потоке в 300 тыс. человек ежегодно Россия будет обречена на постепенное вымирание, считает председатель комиссии ОП по демографии Сергей Рыбальченко. И уже в 2046 году естественная убыль населения перевалит за 1 млн человек ежегодно.
Чтобы избежать этого, страна должна обеспечивать миграционный приток населения на уровне не менее 600 тыс. человек в год к 2030 году. Коэффициент рождаемости должен быть повышен до 2,1. Эти два компонента обеспечат устойчивый прирост населения, полагают в ОП.
Важное условие для реализации таких планов – дальнейшее увеличение расходов бюджета на социальную политику. Рыбальченко приводит в пример Францию, которая тратит на эти цели до 5–6% ВВП. В России государственная поддержка семей с детьми без мер жилищной поддержки достигает всего 1,2% ВВП, продолжает он. Дополнительные средства для реализации таких амбициозных планов он предлагает получить за счет повышения акцизов на табак и алкоголь.
Текущее финансирование демографической и социальной политики недостаточно, оно должно быть увеличено в разы, соглашается независимый демограф Алексей Ракша. «Если, к примеру, такие страны, как Великобритания, Франция, Дания, Швеция, направляют на эти цели 4–5% ВВП, то РФ с учетом маткапитала и трат на детсады – около 1–1,5% ВВП, из них маткапитал – около 0,3% ВВП», – отмечает он.
Эксперт также считает, что из всех мер социальной политики российского государства самой эффективной является материнский капитал. «Совокупно за время его работы это привело к рождению 2–2,5 млн детей, которые без него не родились бы никогда», – говорит он.
В то же время перенос выплат маткапитала на первого ребенка он считает ошибкой. «Попытка омолодить рождаемость, стимулировать рождение первого ребенка – это почти никогда и нигде не сработает. Мало того, новые правила с прошлого года, когда за рождение второго ребенка идет сравнительно небольшая доплата, если на первого маткапитал уже получен, не будет стимулировать к рождению второго ребенка, как раньше стимулировал маткапитал», – подчеркивает демограф.
По мнению эксперта, в текущих условиях необходимо стимулировать многодетность, то есть рождение именно третьего ребенка. «Необходимо вводить маткапитал на третьего ребенка в размере 1–1,5 млн руб. в виде субсидии из федерального бюджета для подавляющего большинства регионов. Для этого потребуется около 500–600 млрд руб. ежегодно», – рассказывает Алексей Ракша. При этом размер выплат должен быть привязан к динамике стоимости жилья, так как улучшение жилищных условий – основной способ использования средств маткапитала, уточняет он.
В целом выплаты семьям за рождение детей – гораздо более эффективный способ стимулирования рождаемости, чем любые адресные выплаты малоимущим. «Они воспринимаются получателями не как стимул для рождений, а как помощь в проживании, и совсем не стимулируют рождаемость», – объясняет демограф, уточняя, что действие маткапитала должно быть бессрочным. «В противном случае это будет приводить к провалам в рождаемости, как уже дважды случалось», – подчеркивает он.
комментарии(0)