Премьеру Михаилу Мишустину скоро предстоит определить, какие инициативы лягут в основу очередной стратегии развития. Фото РИА Новости
Институт народнохозяйственного прогнозирования Российской академии наук (ИНП РАН) обнародовал свою версию нового общественного договора для России. Ученые назвали ключевой проблемой неэффективное перераспределение доходов в экономике, следствием которого становится перекошенная структура потребления. Из-за низкого спроса многие рынки сужаются. Новый общественный договор должен это исправить. В ИНП РАН перечислили несколько его пунктов: «разумный рост зарплат в бюджетном секторе», увеличение для наиболее обеспеченной части граждан ставки подоходного налога – рассматриваются варианты повышения до 20, 25, 31%. И эта мера уже вызывает споры.
Длительный период стагнации доходов сформировал запрос на новый общественный договор, предполагающий создание эффективной системы перераспределения доходов в экономике. С таким тезисом выступили специалисты ИНП РАН, напомнив, что правительство РФ ведет работу над новой Социально-экономической стратегией развития до 2030 года. Как ожидается, в начале апреля премьер Михаил Мишустин проведет первые «защиты» инициатив кабмина в рамках подготовки этой стратегии.
По мнению ИНП РАН, устойчивому экономическому росту РФ препятствует проблема неэффективного перераспределения доходов, которая приводит к неэффективной структуре потребления: существенная часть граждан расходует половину своего бюджета на продовольствие и ЖКХ.
Многие рынки в условиях потребительского кризиса сужаются, следует из материалов ИНП РАН. Так, внутренний рынок легковых автомобилей, если оценивать его в проданных машинах, сократился с 2013 по 2019 год почти в два раза. Рынки бытовой техники по некоторым категориям за тот же период столкнулись с сокращением на 13–15%. Снижается потребление в том числе некоторых продуктов питания: потребление рыбы и говядины с 2013 по 2019 год сократилось в натуральном выражении в пересчете на душу населения почти на четверть.
«Распределение доходов и структура потребления населения сейчас являются тормозом развития экономики», – акцентировали внимание в ИНП РАН. «Мы подошли к такой стадии развития общества, когда предыдущие факторы роста в значительной степени перестали действовать, а новые пока не сформировались, – сообщил директор ИНП РАН Александр Широв. – Под новым общественным договором понимается согласие государства, населения и бизнеса по ключевым вопросам развития экономики и общества».
Он пояснил: население желает справедливости в распределении доходов, повышения уровня и качества жизни, бизнес заинтересован в растущем спросе на свои товары и услуги, государство хочет, чтобы его функции были финансово обеспечены, также оно нацелено на «сужение числа получателей социальной поддержки».
И начинать воздействовать нужно именно на потребительский спрос, который и должен запустить новый инвестиционный цикл, считают ученые. Ведь рост доходов и их переопределение внутри групп населения – необходимые условия для ускорения экономического роста.
Среди мер, которые мог бы включать новый общественный договор, ИНП РАН упомянул, в частности, «разумный рост зарплат в бюджетном секторе», потому что «он может стать триггером роста оплаты труда во всей экономике». Кроме того, в качестве механизма настройки потребительского спроса рассматривается изменение пропорции налога на доходы физических лиц (НДФЛ). Речь идет об окончательном переходе к прогрессивной шкале налогообложения (напомним, ранее президент решил с 2021 года поднять ставку НДФЛ с 13% до 15% для тех, кто зарабатывает свыше 5 млн руб. в год).
Вклады отдельных факторов в темпы экономического роста в 2021-2025 годах при переходе от инерционного сценария к сценарию использования потенциала роста, в процентных пунктах. Источник: ИНП РАН |
«Для наименее обеспеченных граждан прогрессивная шкала НДФЛ может обеспечить более высокий уровень социальной поддержки», – уточняется в материалах ИНП РАН. Ученые рассматривают несколько вариантов: повышение ставки подоходного налога для наиболее обеспеченных граждан (для пятой доходной группы) до 20%, 25% и 31%. Новая система подоходного налога обеспечит более высокие темпы экономического роста за счет стимулирования спроса основной части населения, считают в ИНП РАН. По расчетам экономистов, при первом варианте ставки прирост ВВП составит почти 1,3%, во втором случае – около 2,2%, в третьем – примерно 3,3%.
При этом, по версии ИНП РАН, для наиболее высокооплачиваемой части граждан при повышении ставки НДФЛ должна быть обеспечена широкая система налоговых вычетов, стимулирующая спрос – например, на покупку жилья, автомобиля (допустим, отечественного), оплату высокотехнологичных услуг в сфере образования и здравоохранения.
Также ученые добавляют, что «отмена НДФЛ для наименее обеспеченных работников может стать эффективной мерой, но потребует корректировки параметров межбюджетных отношений».
Помимо этого упоминается необходимость изменения структуры занятости, устранения дисбалансов в ценообразовании. В российской экономике около 37% работников обладают низкой квалификацией, это и есть низкооплачиваемые категории. Консервация же структуры потребления связана не только с низким уровнем доходов, но и с опережающим ростом цен на продовольствие и услуги ЖКХ. «Проблема осложняется разными механизмами ценообразования и недостаточно эффективной системой налогов на продукты», – поясняют в ИНП РАН.
Как ранее писала «НГ», можно ожидать, что «новый общественный договор» будет предполагать перезаключение государством «соглашения» с теми, кому оно обязуется помочь в первую очередь, – с самыми малоимущими, возможно, даже с категорией «новых бедных» (см. номер от 15.03.21). При этом, как можно было ожидать, более высокооплачиваемым гражданам государство напомнит о солидарности и подготовит их к новому увеличению налоговой нагрузки. Судя по всему, именно эти подходы сейчас как раз и приобретают все более четкий вид, получают все больше обоснования.
Хотя некоторые предложения экономистов требуют все же особой проработки с бизнесом. Член генсовета «Деловой России» Алексей Мостовщиков предупреждает, что увеличение налогов обычно снижает экономический потенциал, предприниматели лишний раз подумают, прежде чем инвестировать свои средства. По его мнению, предложение повысить ставку НДФЛ для наиболее обеспеченных граждан однозначно будет воспринято негативно, ведь качество государственных услуг останется скорее всего на том же уровне.
«Однозначно бизнес, где доля высокооплачиваемых сотрудников больше, чем низкооплачиваемых, отреагирует негативно, – отметил член генсовета «Деловой России» Алексей Кучмин. – Бизнес, где доля низкооплачиваемых сотрудников выше, прореагирует положительно, если ставка НДФЛ для низкооплачиваемых сотрудников будет значительно снижена».
«Вернутся к зарплатам в конвертах, – предполагает владелец инвестиционно-девелоперской компании Styness Максим Лалакин. – В лучшем случае самые «белые» компании просто будут начислять денежные выплаты в необлагаемой налогом форме». Хотя, по его мнению, уровень доходов, которые скорее всего подвергнутся такой «налоговой атаке», может составить более 500 тыс. руб. в месяц, и все же «это незначительная часть сотрудников очень крупных компаний», уточнил эксперт.
В то же время, как говорит первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал, «прогрессивное повышение ставки НДФЛ для высокооплачиваемых групп населения действительно способно увеличить потребительский спрос среди низкооплачиваемых групп, если их доходы при этом значительно возрастут за счет дополнительных стимулирующих выплат и прямого роста ежемесячной заработной платы».
«Семьи начнут больше тратить средств на продукты питания, лекарства, отдых и образование, – считает он. – Чем больше в российском бюджете будет аккумулировано средств, тем в большей мере будут исполнены социальные обязательства. Это произойдет даже в том случае, если налоговая ставка для малообеспеченных граждан останется прежней или снизится на несколько процентов».
Другими словами, важно, чтобы собранные с высокооплачиваемых категорий граждан дополнительные средства действительно эффективно перераспределялись в пользу населения. Ведь, как напоминает и сам ИНП РАН, например, в 2017–2018 годах власти РФ упустили шанс переломить долгосрочную тенденцию снижения доходов населения: на фоне растущих цен на нефть и притока бюджетных доходов средства перераспределялись от бизнеса в пользу прежде всего государства, решившего увеличить резервы.
Главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов уточнил, что возникает еще один вопрос: кого все же будут считать наиболее обеспеченными гражданами в условиях, когда в стране не сформирован даже средний класс.
В комментарии для «НГ» Александр Широв пояснил, что в случае прогрессивного повышения ставки НДФЛ для высокооплачиваемых граждан «речь идет об увеличении уровня социальной поддержки низкообеспеченных групп населения и постепенном смягчении проблемы бедности на этой основе».
«Могут рассматриваться и другие направления увеличения доходов и спроса низкооплачиваемых групп населения. В этом случае снижения ставки НДФЛ может и не потребоваться, хотя сама ситуация, когда подоходным налогом облагаются доходы чуть выше прожиточного минимума не является нормальной», – отметил экономист.
Также он обратил внимание на то, что для бизнеса «рост ставок должен сопровождаться набором вычетов и льгот, стимулирующих спрос высокодоходных групп населения на отечественные товары и услуги высокого качества». По уточнению Широва, «можно было бы говорить о трех уровнях ставок (если оставить за скобками обнуление НДФЛ для минимальных зарплат): до 3,5 млн руб., от 3,5 до 5 млн руб. и свыше 5 млн. руб. в год».
комментарии(0)