Фото Reuters
По итогам 2020-го объем потраченных государством с сомнительной эффективностью средств мог достичь, по данным проверок, почти 1 трлн руб. Это сумма, относительно которой подозрения озвучиваются официально – Счетной палатой (СП) и Росфинмониторингом. Если бы бюджет расходовался эффективно, то, возможно, у страны было бы больше шансов решить некоторые накопившиеся проблемы – например, вернуться к индексации пенсий работающим пенсионерам.
Росфинмониторинг и СП обнародовали результаты проверок, демонстрирующих плачевное состояние бюджетной эффективности. Причем, судя по обнародованным данным, ситуация, наоборот, улучшается, но даже в этом случае масштаб нарушений и сомнительных операций впечатляет.
Так, анализируя реализацию нацпроектов, Росфинмониторинг совместно с Федеральным казначейством установил в прошлом году, что «в зоне риска находится около 6,5 тыс. организаций, заключивших более 21 тыс. государственных контрактов на общую сумму около 500 млрд руб.».
При этом, как уточнил директор Росфинмониторинга Юрий Чиханчин, благодаря совместной работе с казначейством удалось снизить подозрительные операции номинальных юридических лиц более чем в пять раз, сократить в три раза объем вывода денежных средств за рубеж и уменьшить более чем на треть количество исполнителей госконтрактов, вовлеченных в сомнительные операции.
«Очевидно, что необходимо изменить систему исполнения нацпроектов, минимизировав вероятность нецелевого использования средств. Нарушения в процедурах и появление сомнительных контрактов могут сигнализировать об избыточности средств по нацпроектам и о недостаточной эффективности инвестиций», – пояснил «НГ» руководитель департамента Финансового университета при правительстве Константин Ордов.
Счетная палата сообщила в обнародованном в среду отчете за 2020 год, что «было выявлено 3698 нарушений на общую сумму 355,5 млрд руб.». Если говорить о сумме выявленных нарушений, то 2020 год выглядит относительно неплохо: в 2019-м объем нарушений оценивался почти в 885 млрд руб., в 2018-м – в 773 млрд.
Хотя, по уточнению аналитика компании «Фридом Финанс» Евгения Миронюка, такие различия могут объясняться тем, что каждый год проверку проходят разные направления.
Кроме того, 2020-й – это год пандемии. Как сообщает в преамбуле к отчету председатель СП Алексей Кудрин, во втором квартале, «когда традиционно проходят проверки всех главных распорядителей бюджетных средств в рамках аудита исполнения бюджета», из-за пандемии СП была вынуждена приостановить проверочные и экспертно-аналитические мероприятия. Часть проверок была перенесена на более поздний срок и должна завершиться в 2021-м.
Итак, в прошлом году среди всех выявленных нарушений «наибольшая доля приходится на нарушения при государственных закупках и закупках отдельными видами юридических лиц», уточнили аудиторы. В частности, речь идет почти о 800 фактах нарушений в этой сфере на общую сумму около 109 млрд руб., из них 96,3 млрд руб. «составили нарушения, связанные с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контрактов».
Другой значимый блок – нарушения при формировании и исполнении бюджета. В этом случае СП выявила почти 1,5 тыс. фактов нарушений на общую сумму 70,6 млрд руб.
Основными проблемами контрактной системы аудиторы назвали недостаточную прозрачность ценообразования и недостаточное понимание регуляторами интересов участников закупок.
Причины нарушений, как пояснил Миронюк, далеко не всегда связаны с каким бы то ни было умыслом, среди основных факторов – юридическая и финансовая некомпетентность. Главный аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов указывает даже на такой фактор, как «высокий процент контролирующих ведомств». По его словам, «сами причины возникновения нарушений могли не относиться к зоне их ответственности, из-за этой бюрократической проволочки нарушения могли фиксироваться, но по факту они не всегда несут критический смысл».
При этом Миронюк уточнил, что недобросовестное исполнение контрактов по нацпроектам предсказуемо: «Контракты выполняются в том числе частными организациями на конкурсной основе. Поскольку один из главных критериев – цена контракта, исполнители не всегда укладываются в смету, что становится причиной частичного или некачественного исполнения контракта».
«Конечно, нецелевым образом израсходованные средства можно было бы потратить и на более важные задачи. Однако, например, в представленной Счетной палатой информации речь идет только об объеме нарушений, а не о растрате этих средств», – обратил также внимание Миронюк.
Тем не менее в условиях, когда в сфере нацпроектов в зону риска попадают контракты на общую сумму 500 млрд руб. и когда в бюджетной системе выявляются нарушения более чем на 355 млрд руб., все же возникает вопрос: насколько обосновано стремление финансовых властей сэкономить на некоторых статьях? Ведь пока по одним статьям расходов мы затягиваем пояса, по другим – средства тратятся, судя по всему, недостаточно эффективно и прозрачно.
Возможно, при лучшем планировании и более качественном исполнении бюджета в стране нашлась бы возможность вернуться к той же индексации пенсий работающим пенсионерам, которая пока кажется финансовому блоку неподъемной для бюджета мерой.
Допустим, как сообщал ранее теперь уже экс-глава Пенсионного фонда России Антон Дроздов, чтобы восстановить индексацию работающим пенсионерам, в 2020 году потребовались бы 368 млрд руб. Уточнялось, что таких финансовых ресурсов у страны нет.
Как пояснил Ордов, дефицит бюджета в 2020 году составил около 4,1 трлн руб., так что и 500 млрд руб., и даже 1 трлн руб. «явно не способны были бы изменить социальную политику». «Однако мы продолжаем изыскивать внутренние ресурсы через дополнительные сборы и налоги, которые увеличивают налоговое бремя на простых граждан», – продолжил экономист. Дополнительные ежегодные доходы бюджета от повышения НДС, по его уточнению, примерно сопоставимы с выявляемыми сомнительными тратами.
комментарии(0)