Лев Хасис. Фото с сайта sberbank-500.ru
В СМИ стали известны подробности прошлогодней несостоявшейся сделки Сбера и Ozon. По данным источников Forbes, стороны не сошлись в цене: банк был готов заплатить за компанию 1,4 млрд долл., а ее устраивала цена 2,1 млрд долл. Разногласия также вызвало разное видение дальнейшего развития Ozon, включая судьбу бренда и финтех-сервисов.
Неудача переговоров с маркетплейсом – не первый пример такого рода для Сбера в сфере e-commerce. Это еще в прошлом году констатировал первый зампред правления Лев Хасис. Но причина в том, что во всех переговорах о сделках банк принципиально старается выторговать себе лучшие условия, никогда ничего не покупая задорого. Если условия невыгодны – предпочитает не вкладываться. Партнерство ради партнерства – не его стиль.
За последний год экосистема Сбера сильно изменилась. Принята новая стратегия, предусматривающая плотную интеграцию и управление изнутри новыми проектами, а не просто вхождение в долю тех или иных интернет-сервисов. Сбер может себе это позволить – на рынке он не новичок и может самостоятельно устанавливать правила игры. «Мы переосмыслили формат партнерств: теперь мы предполагаем либо контроль в компаниях с нашим участием, либо ясный и понятный путь к нему», – отмечал Лев Хасис.
Эта стратегия позволяет Сберу вполне успешно осваивать новые онлайн-рынки. Например, в 2020 году он вошел в «Еаптеку» и стал лидером в области электронной торговли лекарствами, задавая тренды остальным игрокам отрасли. В частности, активно развивает в регионах систему хабов – аптек с торговым залом и складом, предназначенных для интернет-продаж: это снижает нагрузку на большие склады и ускоряет доставку клиентам самых популярных препаратов. Сейчас у «Сбер Еаптеки» 52 хаба: 17 работают в Москве и Московской области и 35 – в регионах. После заключения сделки доставка лекарств интегрирована с другими сервисами Сбера – «СберЗдоровье», «СберЛогистика» и «СберПрайм», что открыло для этого направления новые возможности.
До этого такой же кейс по выходу на новые рынки и их масштабированию произошел в сфере доставки продуктов. Сервис «СберМаркет» – участник экосистемы Сбера с 2019 года – сейчас лидер отрасли, работающий во всех субъектах РФ. Уровень продаж в конце прошлого года превысил 100 млн руб. ежедневно.
Долгое время «больным местом» Сбера оставался e-commerce – бизнес, который должен стать флагманским в планах банка. Сбер сделал три неудачные попытки выйти на рынок, рассказывал Лев Хасис. Причин срыва переговоров он не приводил, но судя по деталям, раскрытым Forbes, – речь идет о нежелании переплачивать за активы: обстоятельства переговоров с Ozon отлично это подсвечивают. Потенциальные партнеры, видя активность и амбициозность Сбера на рынке, по-видимому, завышали себе цену, а банк благоразумно отказался участвовать в неоправданно дорогих сделках, к тому же не дающих рычагов контроля.
Сбер сделал выводы из прошлых попыток. И, по словам Льва Хасиса, будет развивать направление e-commerce самостоятельно на базе имеющихся активов, а также за счет их органического и неорганического роста.
комментарии(0)