Глава Минпромторга Денис Мантуров и министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев воодушевлены влиянием контрсанкций на агропром. Фото РИА Новости
Власти пытаются сбить рост продуктовых цен, вводя госрегулирование и ограничивая экспорт. Но есть еще одна мера, которая даже не обсуждается: увеличение предложения через смягчение продовольственного эмбарго. За семь лет аграрии, судя по отчетам правительства, не просто встали на ноги, но и окрепли. Как сообщили «НГ» в Минсельхозе, например, производство зерновых увеличилось в полтора раза, тепличных овощей – в три раза, плодов и ягод – в пять раз. На 80% вырос экспорт. Но за протекционизм заплатили граждане. Многие продукты за период эмбарго подскочили в цене так же, как и доллар: в полтора-два раза.
Рост цен на товары и услуги, особенно на продукты питания, сейчас находится в фокусе пристального внимания правительства. Кабинет министров будет вести постоянный мониторинг цен для быстрого реагирования, власти уже испробовали такие методы, как госрегулирование стоимости и ограничения на экспорт. С разной степенью скепсиса обсуждалось стимулирование спроса через специальную продовольственную помощь населению.
Единственная мера, которая чиновниками даже не предлагается, однако кажется логичной: увеличить предложение товаров. И один из способов сделать это в условиях, когда отечественный производитель и так уже нарастил свой выпуск, – смягчить продовольственное эмбарго.
Судя по тем данным, которые предоставили «НГ» в пресс-службе Минсельхоза, отечественные аграрии успели за время действия продовольственного эмбарго, или так называемых контрсанкций, не только встать на ноги и окрепнуть, но и отправиться на завоевание внешних рынков.
«Действие продовольственного эмбарго придало импульс развитию агропромышленного комплекса России, способствовало притоку инвестиций, созданию дополнительных рабочих мест как в сельском хозяйстве, так и в смежных отраслях», – отметили в Минсельхозе.
За последние годы Россия значительно сократила импорт продукции агропромышленного комплекса и полностью обеспечила себя основными продуктами питания, добавили в ведомстве Дмитрия Патрушева. Так, по данным министерства, за последние семь лет импорт продовольствия снизился на треть: с 43,3 млрд долл. в 2013 году до 29,8 млрд в 2020-м.
По данным Минсельхоза, достигнут существенный рост производства основных видов продукции растениеводства: зерновых (с 92,4 млн т в 2013-м году до 133 млн т в 2020-м, то есть примерно в 1,4 раза), овощей в зимних теплицах – в 2,5 раза (с 538 тыс. т до 1,35 млн т), плодов и ягод – в пять раз: с 678 тыс. т до 3,5 млн т.
Сообщается об успехах и в области животноводства. Так, производство свиней на убой в живом весе выросло в полтора раза – с 3,6 млн т в 2013-м до 5,5 млн т в 2020-м, производство птицы выросло почти на 30%: с 5,2 млн т до 6,7 млн т. «Производство пищевой продукции в целом увеличилось более чем на 35%», – уточнили в Минсельхозе.
«Высокий уровень самообеспеченности по основным направлениям позволяет отрасли развиваться в экспортной плоскости, открывая новые рынки сбыта и расширяя уже действующие каналы торговли, – добавили в ведомстве Патрушева. – За время действия продэмбарго российский аграрный экспорт увеличился почти на 80% и составил более 30 млрд долл. по итогам 2020 года против 16,8 млрд долл. в 2013-м».
В пресс-службе Минпромторга к этому добавили, что «за последние пять лет сельскохозяйственные товаропроизводители смогли увеличить свои производственные возможности и заместить импорт отечественными продуктами питания»: «В настоящее время наблюдается высокая доля товаров российского производства на прилавках магазинов. Так, по данным Росстата, доля импортных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли в третьем квартале 2020 года составила 24%. В четвертом квартале 2014 года она составляла 36%».
Некоторые наиболее подорожавшие за время действия контрсанкций продукты питания. Источник: Росстат |
Но все эти успехи и достижения, судя по всему, так и не сделали для населения товары доступнее по цене. Наоборот, несмотря на то что приток дорожающего импорта был ограничен, многие продукты за долгий период эмбарго подорожали почти так же, как и доллар. Например, курс доллара сейчас в России примерно в два раза выше, чем было весной 2014 года. И судя по данным Росстата, многие продукты питания тоже сейчас существенно дороже.
Так, в феврале 2021-го, в частности, килограмм говядины стоил примерно в полтора раза больше, чем в феврале 2014-го, огурцов – в полтора раза, сахара – в полтора раза, рыбы – в 1,6 раза, хлебобулочных изделий из пшеничной муки – в 1,6 раза, масла подсолнечного – в 1,7 раза, помидоров – в 1,7 раза, яблок – в 1,7 раза, макаронных изделий из пшеничной муки высшего сорта – в 1,7 раза, масла сливочного – почти в два раза, риса – примерно в два раза, гречки – более чем в 2,5 раза. Свинина подорожала за этот же период в зависимости от вида примерно на 20–30%, куры – на 44%, морковь – более чем на 30%. Впрочем, рост цен на картофель и свеклу был скромнее, составив, по Росстату, около 20%. А капуста даже немного подешевела: примерно на 3%, если судить по сводкам статистики. К слову, и в предыдущие семь лет цены тоже росли в разы.
В пресс-службе Минпромторга пояснили «НГ», что рост цен на продукты питания объясняется ростом себестоимости производства продукции у производителей и поставщиков. В ведомстве Дениса Мантурова перечислили такие факторы, как «изменение курса валют, рост стоимости сырья, кормов, медицинских препаратов, упаковочных материалов, услуг ЖКХ, топлива, логистических затрат, затрат на персонал, стоимость закупки и ремонта оборудования, в том числе иностранного производства».
«С учетом указанных факторов производители формируют цены на продовольствие, а торговля транслирует их на полки в магазинах», – продолжили в ведомстве. При этом организации торговли, как уверяют в Минпромторге, «в целом неохотно идут на повышение цен, так как низкие цены – это конкурентное преимущество». «По данным Росстата, средняя торговая наценка на социально значимые продовольственные товары в розничной торговле составляет около 15%, в федеральных и региональных торговых сетях она еще меньше», – уточнили в министерстве.
Также к причинам роста цен на продукты питания Минпромторг отнес «периодические эпизоотии, которые сокращают предложение продуктов животного происхождения». «В 2020 году многие производители из-за пандемии не смогли продать свою продукцию, терпели убытки. Многие организации торговли были закрыты, что также ограничило сбытовые возможности производителей», – отметили в ведомстве.
Что ж, если резюмировать, протекционизм, какими бы мотивами он ни обосновывался, всегда оплачивают внутренние потребители, население страны – в пользу конкретных собственников-производителей. Протекционистская защита если и устанавливается, то на время, на определенный период, позволяющий производителям адаптироваться.
Продовольственное эмбарго действует в России уже почти семь лет, что либо сопоставимо, либо в ряде случаев даже больше по сравнению с теми переходными периодами, которые, например, давались России при присоединении к Всемирной торговой организации для адаптации отраслей, включая сельское хозяйство. И возможно, пришло время вернуть аграриев в условия повышенной конкуренции?
Мнения экспертов разделились. Как считает профессор Российского экономического университета им. Плеханова Вячеслав Чеглов, отказ от эмбарго – болезненный шаг. «Импорт продуктов питания ударит по отечественным производителям, они не выдержат ценовой конкуренции. Мелкие разорятся, – предполагает эксперт. – А значит, отмена эмбарго не панацея. И на это власти пойдут, только если полки магазинов опустеют».
Иного мнения аналитик компании «Финам» Артемий Шамшуков: «Не стоит сильно переживать за российские товары, так как иностранному производителю, наоборот, будет сложнее конкурировать с российскими продуктами питания в силу заметно ослабевшего рубля». Судя по его комментарию, конкурентная борьба отечественных производителей и поставщиков импорта в итоге действительно может сбалансировать ситуацию с ценами.
Аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин полагает, что «отмена продовольственного эмбарго не окажет значимого воздействия на динамику индекса потребительских цен РФ в долгосрочном периоде». Возможен точечный эффект «сглаживания» роста цен в результате отмены эмбарго на отдельные виды товаров в краткосрочном периоде, но не более того, ожидает эксперт.
Поэтому, по его словам, ключевой вопрос: взамен на что Россия будет готова пойти на уступки в своей контрсанкционной политике. И искать ответ в этом случае власти будут вместе не с внутренними потребителями, а с внешними политическими силами.
комментарии(0)