Иностранные компании не торопятся наращивать производства в РФ. Фото РИА Новости
Долгосрочная инвестиционная стратегия российской власти потерпела, мягко говоря, неудачу. Около десяти лет назад президент Владимир Путин поставил задачу увеличить инвестиции до 27% ВВП к 2018 году. Но в реальности этот показатель уже несколько лет не поднимается выше 18–19%. Иностранные инвестиции в Россию сократились почти до нуля. А отечественные капвложения становятся все более государственными и сокращаются при этом пропорционально снижению ВВП. Предотвратить новое падение инвестиций российские чиновники пытаются с помощью спецсоглашений о защите и поощрении капвложений (СЗПК). Глава государства в четверг посоветовал бизнесменам не рисковать и лучше направлять инвестиции «в дом».
«Руководители компаний, акционеры сами должны принимать решения, связанные с инвестиционной активностью и с инвестиционными планами, но вот имея в виду, что мы работаем в условиях большой неопределенности и большого количества факторов неопределенности, вы сами решаете, но лучше в дом, здесь спокойнее и надежнее», – сказал президент РФ Владимир Путин в четверг.
Прошлый, 2020 год из-за пандемии стал самым плохим для мировой экономики после Второй мировой войны, напомнил глава государства. «Уже говорил об этом и отмечу вновь, что прошедший год оказался самым тяжелым для глобальной экономики со времен окончания Второй мировой войны. Да вы и сами об этом хорошо знаете», – сказал Путин на совещании о мерах по повышению инвестиционной активности. ВВП планеты за 2020 год сократился на 3,5%, отметил глава государства. Основные причины – эпидемиологическая ситуация, введение вынужденных ограничений.
Кризис потребовал экстраординарных действий от всех стран, добавил глава государства, в этих условиях были реализованы рекордные по объемам стимулирующие пакеты мер – как по линии бюджетной, так и денежно-кредитной политики. При этом России в целом удалось преодолеть спад в экономике на фоне пандемии, РФ обрела качественно новые возможности для снижения зависимости от глобальной конъюнктуры. Впервые в истории кризисов Россия не ужесточала денежно-кредитную политику, а, напротив, смягчала ее, подчеркнул глава государства.
Президент отметил необходимость системной поддержки инвестпроектов отечественного бизнеса, а также увеличения на федеральном и региональном уровнях расходов на развитие инфраструктуры. Кроме того, нужно обеспечить доступ бизнеса к финансовым ресурсам при реализации инвестпроектов. «Напомню о поставленной цели: к 2030 году годовой объем инвестиций в основной капитал в России должен вырасти не меньше чем на 70% в реальном выражении по сравнению с 2020 годом. Чтобы выйти на этот уровень, необходимо системно поддерживать инвестиционные проекты отечественного бизнеса», – сказал Путин.
В рамках улучшения инвестклимата власти продолжат оптимизировать строительные процедуры. Так, рассказывает президент, 3 тыс. различных административных ограничительных процедур были отменены в прошлом году, и еще 3,8 тыс. будут отменены в самое ближайшее время.
Кроме того, продолжает глава государства, принципиальный вопрос для увеличения инвестиций – это долгосрочная предсказуемость условий реализации проектов. Под такой предсказуемостью, в частности, понимается новый механизм соглашений о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК). «Когда крупные, знаковые проекты получают так называемую дедушкину оговорку, то есть фиксированные налоговые условия на срок до 20 лет, а вложения инвесторов в транспортную, энергетическую, социальную, коммунальную и цифровую инфраструктуру могут быть компенсированы государством за счет будущих налоговых поступлений», – рассказывает он.
Напомним, закон о СЗПК вступил в силу 1 апреля 2020 года. В рамках СЗПК бизнес обязуется инвестировать определенные суммы (от 250 млн до 10 млрд руб. и выше) в проекты в обмен на неизменность налоговых и неналоговых условий работы. Закон предусматривает предоставление «стабилизационной оговорки» на основании СЗПК на срок 6, 15 или 20 лет при условии капвложений не меньше оговоренного в законе объема. Для проектов в сферах здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта инвестиции должны превышать 250 млн руб. Для проектов в цифровой экономике, экологии и сельском хозяйстве минимальный объем вложений – 500 млн руб. Для обрабатывающих производств – 1,5 млрд руб. И 5 млрд руб. для инвестиций в другие отрасли, кроме игорного бизнеса, производства табачных изделий и алкогольной продукции, жидкого топлива, добычи нефти и газа.
В случае обещания таких инвестиций чиновники обязуются не ухудшать налоговые условия (по налогу на прибыль, на имущество, транспортному налогу, срокам уплаты и порядку возмещения НДС, новым налогам и сборам), условия землепользования и градостроительной деятельности. При инвестициях от 10 млрд руб. в соглашение могут быть включены обязательства не ухудшать неналоговые платежи (на срок до трех лет) и экспортные таможенные пошлины. Муниципалитеты смогут включать в СЗПК земельный налог, отдельные акты в сфере землепользования и градостроительной деятельности.
В конце 2020 года первый вице-премьер Андрей Белоусов напоминал, что в рамках СЗПК было подписано 25 соглашений с общим объемом 1,1 трлн руб. «Из них почти 900 млрд руб. будет инвестировано до 2024 года. За счет инвестиций будет создано более 23 тыс. новых рабочих мест, всего же до 2024 года планируется заключить не менее тысячи соглашений на 14 трлн руб.», – сообщал чиновник. Для сравнения: объем инвестиций в прошлом году превысил 20 трлн руб. Так что пока вклад СЗПК в инвестиционный рост можно аккуратно назвать неопределяющим.
СЗПК – не единственная попытка поощрять вложения в российскую экономику. Так, для поддержки проектов в промышленности правительство совершенствует механизм специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Такой инструмент действует с 2015 года. Однако первые соглашения по новой модели «СПИК 2.0» планируется заключить летом текущего года.
«Нужно постоянно настраивать эти режимы, делать их максимально комфортными для бизнеса», – подчеркивает президент.
Несмотря на отдельные попытки, в целом ситуацию с инвестициями в РФ нельзя назвать оптимистичной. По итогам 2020 года инвестиции в основной капитал в РФ снизились на 1,4% по сравнению с 2019 годом, при этом в четвертом квартале показатель вырос на 1,2% в годовом выражении, следует из данных Росстата. Объем инвестиций в основной капитал в РФ по итогам 2020 года составил 20,1 трлн руб.
Однако нужно учитывать, что эти данные строятся в том числе и на «досчетах на инвестиции, не наблюдаемые прямыми статистическими методами», то есть на предположениях Росстата о том, сколько вложений пришлось в том числе и на серый сектор экономики.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной также сообщали, что по итогам 2020 года приток прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в РФ снизился в 20 раз. Так, зарубежные инвесторы вложили в реальный сектор экономики лишь 1,4 млрд долл. против 28,9 млрд годом ранее. Таким образом, зафиксированный ЦБ приток стал минимальным с 1994 года. Даже после дефолта 1998 года, глобального кризиса 2008–2009 годов и присоединения Крыма в 2014-м иностранный бизнес вкладывал в реальный сектор РФ больше: 2,5, 64,8 и 17,6 млрд долл. соответственно.
При этом эксперты «НГ» проблемы РФ с привлечением инвестиций не считают катастрофическими. «Снижение инвестиций в основной капитал в тяжелейшем для российской экономики 2020 году всего на 1,2% – не самый плохой результат в тех условиях, когда мировая и российская в том числе экономика показала падение, а весной в России экономическая жизнь была фактически остановлена из-за пандемии и связанного с ней режима самоизоляции», – отмечает замруководителя аналитического центра «Альпари» Наталья Мильчакова. По ее мнению, проблемой является не отсутствие инвестиций в реальный сектор как таковых, а, во-первых, их слишком медленный рост и, во-вторых, низкий уровень инвестиций в НИОКР и сектора ИТ и ИКТ.
С инвестициями в традиционные для России сектора экономики, такие как добывающая промышленность, металлургия, нефтепереработка, химия и нефтехимия, транспорт, в том числе трубопроводный, недвижимость, торговля, существенных трудностей практически нет, если только не считать ограниченный приток иностранного капитала из-за санкций», – напоминает эксперт.
Главный источник проблем инвестиционного климата – непредсказуемость, связанная с действиями самого государства. «Сюда же можно отнести нестабильный и трудно предсказуемый обменный курс рубля, а также непрекращающееся уже семь лет падение реальных доходов, которое негативно влияет на производительность труда», – перечисляет аналитик, подчеркивая, что для роста инвестиций в реальный сектор нужно, чтобы стабильность подразумевала не только стабильность власти, но еще и стабильность важных для инвестиционного климата параметров.Приток иностранных инвестиций сдерживается такими факторами, как высокая доля участия государства в экономике, повышенная регуляторная нагрузка на бизнес, коррупционные риски, недостаточное доверие инвесторов к судебной системе, перечисляет инвестиционный стратег «БКС Мир инвестиций» Александр Бахтин.
В этом смысле механизм СЗПК – инициатива хорошая. «Вопрос в том, не останется ли он исключительно на бумаге, если, допустим, государство решит повысить какие-либо налоги на бизнес. И, если это произойдет, это ударит даже по небольшим инвестиционным стартапам, многие из которых просто не выживут», – рассуждает Наталья Мильчакова.
«Проблема привлечения инвестиций в экономику нашей страны состоит в несовершенстве регулирования инвестиционных процессов. Чтобы инвесторы не боялись вкладывать свои средства, нужно улучшать инвестиционный климат. Чтобы этого добиться, должно быть создано безопасное правовое поле», – считает доцент РЭУ им. Плеханова Анна Вершинина. По ее словам, СЗПК является одним из ключевых инструментов, который может позволить улучшить инвестиционный климат в России. «Инвесторы получают возможность реализовывать инвестиционные проекты, основываясь на гарантии государства не применять акты, которые могут ухудшить их положение. Обещание государства не менять правила игры для инвестора в течение определенного времени подтверждается законодательно, но если все-таки правила игры изменятся, то государство обязуется компенсировать инвестору возникающие издержки», – говорит она.
комментарии(0)