Аграрии жалуются на дороговизну. Фото с сайта www.mcx.ru
Вслед за сахаром, зерном, металлоломом и подсолнечным маслом в список ценового регулирования могут попасть минеральные удобрения. Отраслевые объединения просят чиновников остановить каток ручного регулирования цен. Но Минсельхоз считает ограничение цен на удобрения логичным. Эксперты опасаются, что выпущенный из бутылки джинн антирыночного регулирования выйдет из-под контроля властей.
Минсельхоз не исключил введения регулирования цен на минеральные удобрения и другие основные ресурсы. «Министерство сельского хозяйства не наделено регулирующими функциями по ограничению цен на ресурсы», – заметил директор департамента растениеводства Минсельхоза Роман Некрасов в четверг.
Далене он сказал: «Если нас поддержат коллеги из Федеральной антимонопольной службы (ФАС) и скажут, что рост цен превышает обоснованный уровень, то, я думаю, мы совместно будем решать вопрос по применению аналогичной регуляторики, которая действует сегодня на рынке сельскохозяйственной продукции».
После того как в декабре прошлого года президент Владимир Путин весьма решительно указал правительству на резкий рост цен на сахар, подсолнечное масло и макароны, в РФ были введены экспортные пошлины на пшеницу, ячмень, кукурузу, сою. Были повышены также экспортные пошлины на подсолнечник и рапс. На сахар и подсолнечное масло были введены предельные розничные цены (см. «НГ» от 13.12.20 и 14.12.20).
Добиваться введения экспортных пошлин на минеральные удобрения в случае резкого роста цен на них на внутреннем рынке недавно заявили фермеры на съезде АККОР. По словам Некрасова, рост цен на отдельные виды минудобрений за первый месяц года составил до 14%. Минсельхоз в связи с этим направило письмо в ФАС, в котором обратило внимание на рост цен на основные ресурсы. Вместе с тем глава департамента подчеркнул, что дефицита минудобрений на рынке нет, запасы составляют 1,5 млн т, что на 300 тыс. т больше, чем в прошлом году.
Российские аграрии увеличили закупки минеральных удобрений для весенних полевых работ на 21% по сравнению с уровнем аналогичного периода прошлого сезона – до 1,4 млн т в действующем веществе, сообщили в Российской ассоциации производителей удобрений (РАПУ) в четверг. Только с начала года по 23 февраля было приобретено 1 млн т, что на 13% больше, чем на соответствующую дату прошлого года. «Сегодня производственные мощности предприятий – членов РАПУ загружены практически на 100%. Весь объем продукции, законтрактованный заблаговременно, уже доставлен в регионы», – отметил исполнительный директор РАПУ Максим Кузнецов. В Ассоциации также сообщили, что Минсельхоз уведомил членов РАПУ о росте потребности в минеральных удобрениях с 3,8 млн т до 4,5 млн т в 2021 году.
В ФАС «НГ» сообщили в четверг, что территориальные управления ведомства проводят соответствующие проверки на региональном уровне. «В ближайшее время анализ ситуации будет завершен и при наличии признаков завышения цен – приняты адекватные меры реагирования», – говорится в сообщении ведомства.
Производство минеральных удобрений в России выросло почти на 5% и достигло рекордного уровня в 52 млн т, сообщали ранее в РАПУ. Там объясняли свои рекорды ростом спроса в России и экспортных цен в мире. Очевидно, что основными потребителями производимых в РФ удобрений являются не местные крестьяне, на чью долю приходится 3,5% от общего произведенного объема, остальное идет на экспорт.
На прошлой неделе ассоциация участников потребительского рынка «Межотраслевой экспертный совет» предупредила, что расширение перечня регулируемых государством цен может привести к советской распределительной системе. Ассоциация предложила не расширять госрегулирование, которое, по ее мнению, может негативно отразиться на продовольственном рынке страны. Свои подписи под документом поставили представители 15 союзов и ассоциаций производителей, переработчиков, поставщиков, потребителей и розничной торговли продовольственными товарами. Фиксация цен у заводов-производителей и в рознице дала кратковременный эффект их видимой стабилизации, но одновременно привела к существенной напряженности на продовольственном рынке страны, отмечалось в письме.
Глава ТПП Сергей Катырин говорил, что российская экономика – одна из самых открытых в мире, ценообразование большой части производимой в стране продукции происходит по результатам глобальной биржевой торговли. А от расширения госрегулирования цен недалеко и до советской распределительной системы, отметил он.
«Если цены сельхозтоваров на внешнем рынке растут, то растут и цены на ресурсы для них, как правило. , – сказала «НГ» директор Центра агропродовольственной политики РАНХиГС Наталья Шагайда. – В этой связи следовало ждать, что производители зерна поставят вопрос о том, что государству нужно и ресурсы для производства ограничивать, если ограничивается цена на продукт, который получают с использованием этого ресурса. Минеральные удобрения — преимущественно экспортный товар, цены на него прямо зависят от цен на мировом рынке. Внутреннее потребление удобрений в разы меньше внешнего. В той или иной постановке вопрос о том, что внутренние потребители должны иметь преференции по цене перед внешними покупателями вставал неоднократно, но всегда безрезультатно. В отличие от многочисленных производителей зерна, а это преимущественно независимые субъекты малого и среднего предпринимательства, чтобы не говорили владельцы или управленцы крупных агрохолдингов, производители и экспортеры минеральных удобрений — консолидированная и очень сильная группа. Неконсолидированные аграрии им всегда проигрывали».
По словам эксперта, вопрос о пределах государственного регулирования цен весьма сложный. «Неблагодарное это дело, как показывает обширных зарубежный и российский опыт, не говоря о советском. В какие-то критические и короткие моменты это может быть необходимо, но это сильное искажение рыночных сигналов, на которые будет негативная реакция там, где не ожидаешь и часто — не сразу», - предупреждает Шагайда.
«Такой прием, как пошлины и квотирование, выглядит несколько противоречащим декларируемой идее наращивать экспорт сельскохозяйственной продукции, активно продвигаемой в последнее время. Если эта идея остается в приоритете, то поддерживать население с низкими доходами было бы логичнее целевым образом, например, с помощью ввода продуктовых талонов, не снижая за счет экспортных пошлин рентабельность сельскохозяйственного производства и доходы работников этой отрасли», – сказал «НГ» директор по маркетингу и продажам фирмы «Август» Михаил Данилов. По его словам, альтернативой квотированию и введению пошлин на экспорт зерна может стать эффективная работа с интервенционным фондом. «Строительство 100 новых элеваторов, где могло бы храниться 10–20 млн т зерна, потенциально способно стать отличным инфраструктурным проектом, тем более в условиях, когда во многих регионах не хватает современных элеваторных комплексов с приемлемыми мощностями приемки и отгрузки. Это дало бы государству возможность поддерживать сельхозпроизводителей при низких рыночных ценах, закупая зерно в фонд, или ограничивать их аппетиты, продавая его из фонда в случае резкого роста цен на внутреннем рынке», – говорит эксперт.
В ведомство поступают обращения регионов и отраслевых союзов, связанные с повышением цен на минеральные удобрения, а также отсутствием этой продукции в свободной реализации, сообщили «НГ» в Минсельхозе РФ . «Все полученные нами сообщения мы незамедлительно направляем в ФАС России и Минпромторг России, кроме того, рекомендовали регионам самостоятельно инициировать обращения в территориальные подразделения ФАС России», - заявили там.
Вопрос роста цен на минеральные удобрения стоит в фокусе внимания у руководства страны, правительства РФ, Государственной думы, прорабатывается на всех уровнях власти, заявили в ведомстве. «Есть поручение Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко о принятии системных мер, направленных на недопущение роста цен на минеральные удобрения, приобретаемые отечественными сельскохозяйственными товаропроизводителями. Минсельхозом России совместно с ФАС России, Минпромторгом России, Минэкономразвития России, РАПУ также ведется активная работа в данном направлении», сообщили в Минсельхозе.
«С точки зрения социальной стабильности госрегулирование цен имеет краткосрочный положительный эффект, так как это в какой-то части позволяет не допустить неконтролируемого колебания потребительских цен на определенные категории товаров, - говорит управляющий партнер "BMS Group" Алексей Матюхов. - С точки зрения экономики для каких-то игроков результат в краткосрочной перспективе также может быть положительным, но для других он обернется как минимум упущенной выгодой. Расширение сферы госрегулирования и ручного администрирования является далеко не самым эффективным инструментом поддержки экономики. Проблема в том, что в России рыночные инструменты, которые могли бы помочь экономике в кризис, работают не всегда, поэтому, на мой взгляд, сфера госрегулирования в текущих условиях негативного влияния пандемии будет только расширяться».
комментарии(0)