Субсидирование энерготарифов пока приводит лишь к росту неэффективности производства в регионах Дальнего Востока. Фото с сайта www.primorsky.ru
Ассоциация «Сообщество потребителей энергии», объединяющая энергоемкую промышленность, представила в правительство предложения по механизму субсидирования энергоцен на Дальнем Востоке за счет остальных субъектов РФ. Реализация этих предложений позволит снизить нагрузку на экономику от межтерриториального перекрестного субсидирования в разы уже в ближайшие несколько лет, считают в ассоциации.
Механизм выравнивания энергоцен в Дальневосточном федеральном округе (ДФО) до среднероссийского уровня был запущен с 2017 года, суммарная тарифная нагрузка на энергопотребителей в остальных регионах России за четыре года превысила 128 млрд руб. Принятый в прошлом году закон продлил действие механизма до 2028 года. При этом с 2022 года в отношении определенных групп дальневосточных потребителей предусмотрено поэтапное сокращение объемов субсидирования и перевод на расчеты по экономически обоснованным ценам. Переходный период на три года установлен для отрасли драгметаллов и ТЭК и на пять лет – для бюджетных организаций и ЖКХ. За правительством закрепляются полномочия по установлению критериев таких потребителей.
Позиция российских энергоемких потребителей изложена в двух письмах, которые директор ассоциации Василий Киселев направил вице-премьеру Александру Новаку (копии есть в «НГ»). Он, в частности, предложил правительству ежегодно равномерно сокращать уровень субсидирования для предприятий и организаций, в отношении которых установлен переходный период. Кроме того, Василий Киселев выделяет еще одну категорию потребителей – предприятия малого и среднего бизнеса и предприятия, действующие на территориях опережающего развития (ТОР) и порта Владивосток. Для них директор «Сообщества потребителей энергии» предлагает предусмотреть адресное субсидирование энерготарифов при условии выполнения целевых показателей по развитию бизнеса, реализации инвестпроектов, увеличения объемов электропотребления и его полной оплате.
«Для остальных дальневосточных потребителей, не относящихся к вышеуказанным группам, считаем целесообразным с 2022 года также предусмотреть равномерное поэтапное доведение энерготарифов для их достижения экономически обоснованного уровня», – добавил Василий Киселев.
Кроме того, правительству предлагается разработать критерии ежегодной оценки эффективности субсидий для развития регионов Дальнего Востока и продлевать режим субсидирования в тех или иных регионах в зависимости от выполнения установленных показателей. Василий Киселев сослался на исследование Российской экономической школы (РЭШ), в котором констатируется, что субсидирование энерготарифов в ДФО не оказывает стимулирующего развития на производительность и не повышает эффективность предприятий, а наоборот, приводит к росту неэффективности производства во всех отраслях экономики субсидируемых регионов. Дешевая электроэнергия приводит к тому, что растет неэффективность производства в энергоемких отраслях экономики в субсидируемых регионах. Кроме того, зафиксирован повсеместный опережающий рост заявляемых экономически обоснованных тарифов по сравнению с ростом единого тарифа в зоне действия программы в ДФО, что указывает на необходимость изучения ситуации на предмет оправданности такого увеличения. Проведенный анализ инвестиционных программ крупных поставщиков электроэнергии не всегда позволяет соотнести рост экономически обоснованных тарифов с задекларированными инвестиционными расходами. Это свидетельствует о недостаточной проработанности и прозрачности имеющейся программы безадресного перекрестного субсидирования в неценовой зоне ДФО.
Еще в одном письме Василий Киселев обратил внимание, что действующим порядком расчета среднероссийской цены на электроэнергию для подсчета объема дальневосточных субсидий не урегулирован порядок учета льготных тарифов, установленных в регионах с регулируемым ценообразованием (регулируемыми договорами – РД). Между тем энергоцены в таких регионах уже сейчас субсидируются потребителями ценовых зон оптового рынка.
«Таким образом, при определении среднероссийского уровня цены существует риск двойного учета льготных тарифов на электроэнергию, установленных в регионах РД, что приводит к необоснованному снижению ценовой базы для ее расчета, завышению объема дальневосточных субсидий и повышенным платежам потребителей ценовых зон оптового рынка», – отмечает Василий Киселев. По его мнению, необходимо исключить такие регионы из расчета базовых уровней энергоцен.
«Субсидирование энерготарифов для Дальнего Востока требует много средств, но эффективность этих трат крайне низкая, – заметил заместитель директора ассоциации «Сообщество потребителей энергии» Валерий Дзюбенко. – Целесообразно снизить эту нагрузку на экономику как можно раньше, заменив ее менее затратными и более эффективными адресными мерами поддержки. Предложения ассоциации нацелены на реализацию этого подхода. В результате объемы субсидирования могут сократиться в разы уже в ближайшие несколько лет».
комментарии(0)