Главе «Газпрома» Алексею Миллеру предстоит заниматься газификацией РФ еще как минимум пять лет. Фото с сайта www.gazprom.ru
За десятилетие мировое потребление природного газа увеличится на 15% к уровню доковидного 2019 года, прогнозирует вице-премьер Александр Новак. Россия, как он заявил на фоне вызванного пандемией обвала экспорта и новых угроз Госдепартамента ввести санкции против «Северного потока – 2» (СП-2), остается надежным партнером в любой ситуации. Газовая отрасль – один из доноров бюджета, ее экспортные успехи важны для экономики. Но население озабочено скорее развитием внутренней, а не экспортной инфраструктуры. Как сообщили в Минэнерго, уровень газификации регионов РФ составил по итогам 2020 года 71,4%. Ожидаемый максимум – около 83%.
По итогам 2020 года произошедшее на фоне пандемии снижение мирового потребления газа оценивается в 3,5% относительно 2019-го. Однако мировое потребление природного газа будет расти: к 2030 году оно увеличится на 15% по отношению к 2019-му и составит 4,55 трлн куб. м. Такой прогноз обнародовал вице-премьер Александр Новак в ходе онлайн-мероприятия Форума стран экспортеров газа. «Около 70% этого прироста спроса будет приходиться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона и Северную Америку», – уточнил он.
К 2050 году доля природного газа в мировом энергобалансе может вырасти до 28% против 23% в 2019-м, при этом рынок сжиженного природного газа (СПГ) увеличится за тот же период как минимум в два раза, доля СПГ в общемировой торговле превысит долю трубопроводных поставок, продолжил Новак.
Россия действует по всем фронтам. Во-первых, развивает инфраструктуру для поставок трубопроводного газа. Вице-премьер напомнил, что запасы газа в России – одни из самых значительных в мире, страна обладает широкой трубопроводной инфраструктурой для транспортировки топлива на экспорт как в западном, так и восточном направлениях. Во-вторых, Россия наращивает потенциал на рынке СПГ. Как напомнил Новак, к 2035 году Россия намерена нарастить производство СПГ с текущих 29 млн т до 120–140 млн т в год и занять до 15–20% рынка.
«Из года в год Россия остается надежным партнером в любой ситуации», – обратил внимание Новак. Такие заявления были сделаны на фоне вызванного пандемией катастрофического обвала экспорта, а также новых санкционных угроз.
Так, по данным Федеральной таможенной службы, в 2020 году экспорт природного газа из РФ сократился в натуральном выражении почти на 10%, а в денежном – почти на 40%.
При этом на прошлой неделе Госдеп представил доклад Конгрессу по мерам противодействия СП-2, после чего власти США ввели санкции против трубоукладчика «Фортуна» и его владельца, притом что и судно, и компания уже находились в другом ограничительном списке. Как затем сообщил представитель американского внешнеполитического ведомства Нед Прайс, это «еще не конец истории».
Экспортные успехи российской газовой отрасли важны с точки зрения экономики, а значит, и населения, обращают внимание эксперты. «Газовая отрасль – один из доноров российского госбюджета», – напоминает замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова.
Кроме того, как отметил исполнительный директор департамента «Универ Капитал» Артем Тузов повышается инвестиционная привлекательность регионов, где добывается топливо: «Тысячи человек получают новые рабочие места с конкурентоспособной зарплатой».
Дополнительную выгоду обеспечивали относительно низкие цены на газ внутри страны – около 65–70 долл. за 1 тыс. куб. м в зависимости от региона против примерно 200 долл. на международных рынках, добавил аналитик компании «Финам» Сергей Кауфман. Это давало конкурентное преимущество, например, производителям удобрений. Правда, затем ситуация изменилась. В разгар пандемии и коронакризиса спотовые цены на газ в Европе снижались, опускаясь даже ниже внутрироссийского уровня (см. «НГ» от 22.04.20).
Часть экспертов при этом добавляют, что с точки зрения обеспечения потребностей внутреннего рынка наблюдаются некоторые сложности. «Если средняя полоса европейской части России имеет хорошие показатели доступа населения к газовым магистралям, то северная часть испытывает проблемы», – говорит доцент Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Олег Каленов.
Как напомнил эксперт, «газификация в Мурманской области находится почти на нулевом уровне, в Карелии газифицировано менее 10% домохозяйств, непростая обстановка с централизованным газоснабжением и за Уралом».
В пресс-службе Минэнерго сообщили «НГ», что с 2005 года «уровень газификации регионов РФ вырос с 53,3 до 71,4% по итогам 2020 года (по методике «Газпрома»)».
В министерстве добавили, что, по данным «Газпром межрегионгаз», с 2005 года с целями газификации населения было построено свыше 36 тыс. км газопроводов, газифицировано свыше 1 млн домовладений и квартир и 6 тыс. котельных и предприятий. И суммарно инвестировано больше 451 млрд руб., уточнило Минэнерго.
«В дальнейшем предполагается, что уровень газификации продолжит расти, как и количество подключенных домовладений, – отметили в ведомстве. – На данный момент Минэнерго подготовило и внесло в правительство «дорожную карту» по дальнейшей газификации субъектов России, предполагающую ряд нововведений, облегчающих и сокращающих процесс и сроки подключения, получения трубопроводного газа населением».
Между тем, как ранее сообщал Новак, потенциал по газификации на ближайшие 10 лет – примерно 83,5%. «Это тот уровень, который позволяет говорить о максимальной газификации», – пояснял вице-премьер в конце минувшего года. На основе этих данных можно сделать грубую оценку, что почти каждый пятый населенный пункт не будет подключен к газовой трубе.
Поэтому в отчетах и прогнозах, посвященных газификации РФ, сейчас чиновниками делается важная оговорка – о технических возможностях. «К концу 2025 года в 35 регионах РФ полностью будет завершена сетевая газификация. Это составит 90,1% от технически возможной сетевой газификации в стране», – докладывал в январе президенту Алексей Миллер, которого сейчас переизбрали главой правления «Газпрома» еще на пять лет.
К 2030 году, по его словам, технически возможная газификация в нашей стране будет завершена уже на 100%. Но эти 100% на самом деле будут равны примерно 83% территории, упомянутым Новаком.
Впрочем, без топлива, как уточняли в правительстве, оставшиеся примерно 17% территории не останутся, они будут иметь доступ к другим видам энергоносителей.
«По различным географическим и климатическим причинам не во все районы нашей страны можно проложить трубопроводы, – пояснил Каленов. – И СПГ в данном случае может решить проблему газификации труднодоступных территорий, в первую очередь Севера, Сибири и Дальнего Востока». Правда, как уточнил эксперт, данный вид топлива требует развития соответствующей инфраструктуры, это затратный процесс, который может отразиться на потребительских ценах.
Как отметила доцент Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС Тамара Сафонова, «поскольку программа газификации регионов в основном ориентирована на 2021–2025 годы, то оценить доступность развиваемой инфраструктуры будет возможно после ввода в эксплуатацию новых газопроводов и газораспределительных станций, с учетом установленных тарифов на момент подключения».
комментарии(0)