Доставка товаров была и остается одной из самых востребованных услуг в условиях пандемии. Фото агентства «Москва»
С точки зрения оплаты труда самыми бурно развивающимися отраслями сферы услуг в прошлом году оказались прежде всего курьерская деятельность, деятельность в области здравоохранения. Следом идет сектор IT-услуг. По Росстату, номинальные зарплаты там росли в два-три раза быстрее инфляции. Лидеры этого года не очевидны, в оценках даже отдельно взятого января эксперты расходятся, упоминая одни и те же отрасли в списке и перспективных, и проблемных. В целом объем платных услуг населению продолжил в январе сокращаться, хоть и не так стремительно, как в декабре: снижение составило более 9% в годовом выражении.
Объем платных услуг населению в России в январе сократился на 9,4% в годовом выражении. Сфера услуг все еще в минусе, хотя падение замедляется. Так, начиная с марта 2020 года рынок стремительно ужимался, годовое сокращение в отдельные месяцы превышало 10%, а в наиболее сложные периоды приближалось почти к 40%, причем в отдельных сегментах рынка этот спад был еще больше.
Росстат обнародовал итоги года по динамике зарплат в разных секторах. По его данным, самой бурно развивающейся отраслью сферы услуг в прошлом году оказалась почтовая связь и курьерская деятельность: номинальные (то есть без учета инфляции) зарплаты там увеличились за год почти на 17% при инфляции за тот же период 4,9%.
Более того, если рассмотреть зарплатную динамику по всему кругу отраслей, анализируемых Росстатом, включая и сельское хозяйство, и разные виды промышленности, то даже в этом случае курьерская деятельность окажется лидером. Что, возможно, связано в том числе с изначально низким уровнем зарплат в отрасли: есть куда расти.
На второй позиции в сфере услуг по росту номинальных зарплат – деятельность в области здравоохранения и социальных услуг: прибавка за год составила 14,5%, сообщает Росстат. Впрочем, отдельная тема – насколько эти данные отражают конкретные ситуации на местах.
Также хороший показатель в области информации и связи – номинальный рост зарплат достиг, по Росстату, почти 10%. Как ранее сообщали специалисты SuperJob, средние рыночные зарплатные предложения за 2020 год в IT, несмотря на коронакризис, выросли на 10–11%.
Хуже всего было положение гостиниц и предприятий общественного питания. В этом секторе зарплаты сократились даже в номинальном выражении сразу на 6% по итогам года.
Кто станет лидером 2021 года, определить пока сложно. Эксперты расходятся в оценках даже уже завершившегося, отдельно взятого января. Так, руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев отметил, что в январе можно говорить о росте в сфере фитнес-услуг, бьюти-индустрии, в области платных медицинских услуг. При этом наибольшее падение, по его словам, показали туризм и гостиничный сектор.
Иначе описывает ситуацию старший аналитик центра «Альпари» Анна Бодрова: «Неплохо в начале года сработали точки общественного питания, а также весь спектр доставок. В минусе оказались салоны красоты, фитнес-клубы и залы, а также кинотеатры и развлекательные центры отчасти из-за санитарного режима, отчасти из-за желания населения сэкономить».
Кроме того, аналитик компании «Фридом Финанс» Александр Осин сообщил о шоковом состоянии сектора бытовых, туристических услуг, услуг в области культуры, физкультуры и спорта. Зато телекоммуникационные услуги, услуги доставки и транспортировки, платная медицина, финансовые сервисы, по его словам, представляются наиболее гибкими в условиях коронакризиса.
Прошлый год пережили не все представители сектора услуг. Фото PhotoXPress.ru |
«Наиболее пострадавшими как были, так и остались туристические агентства, сектор гостеприимства, компании, занятые в организации досуга, – продолжил первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Наименее пострадавшими стали компании, предоставляющие образовательные услуги, консультирование – особенно онлайн».
Кстати, свой список аутсайдеров ранее обнародовал и глава Минэкономразвития Максим Решетников. «Мы опасаемся, что в марте какая-то часть компаний может сократить занятость, особенно в тех видах деятельности, которые на сегодняшний момент не восстановились в полном объеме. Это в первую очередь общепит, это сфера услуг, это сфера развлечений и гостиничная сфера», – предупредил министр, говоря о последствиях завершения существующей программы поддержки занятости.
В настоящий момент, как он уточнил, в правительстве по поручению президента готовятся предложения по дополнительным мерам поддержки этих секторов экономики.
Хотя есть еще один повод для оптимизма. По данным аналитического агентства IHS Markit, сезонно скорректированный индекс деловой активности (PMI) в сфере услуг РФ в январе 2021 года поднялся до 52,7 балла после 48 баллов в декабре 2020 года. Значение индекса выше 50 пунктов указывает на рост деловой активности в секторе, а ниже – на ее замедление.
«Умеренный рост деловой активности положил конец трехмесячной последовательности спада… Рост был связан с усилением клиентского спроса и увеличением новых продаж», – пояснили аналитики. В ходе исследования ситуация оценивалась в секторе потребительских услуг (за исключением розничной торговли), транспорта, информации, коммуникации, финансов, страхования, недвижимости и др.
Другой вопрос: сколько времени понадобится сфере услуг на возвращение к докризисным показателям. «С ослаблением противовирусных мер сектор плавно выровняется, но возвращения на докризисные уровни стоит ждать не ранее чем через 6–8 месяцев при текущих темпах», – считает Бодрова. Возможно, это наиболее оптимистическая оценка.
А видимо, наиболее пессимистические оценки ранее сделал Центр конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ). Так, анализируя ситуацию в третьем квартале 2020 года, эксперты ВШЭ сообщали, что исходя из кратко- и среднесрочных макроэкономических перспектив по динамике доходов населения, курса рубля, инфляции, безработицы и т.п. «можно практически с уверенностью предположить, что сервисный сектор экономики страны в ближайшие 1,5–2 года будет находиться в лучшем случае в состоянии стагнации, балансируя по темпам роста в районе 0%».
«Данный относительно негативный прогноз вполне закономерен и вызван не рукотворными действиями предпринимателей или регуляторов экономической деятельности, допустившими управленческие ошибки, а исключительно форс-мажорными обстоятельствами, связанными с беспрецедентной коронавирусной атакой, в результате которой сфера услуг стала главным негативным отраслевым бенефициаром», – пояснили эксперты.
К основным факторам, от которых зависит выход сферы услуг на устойчивый рост, они отнесли интенсивность мутации COVID-19 и динамику реальных доходов населения.
комментарии(0)