Банковская система РФ готова к отмене кризисных послаблений с 1 июля, считает руководство ЦБ. Фото Льва Исраеляна
Российские экономисты предсказывают системные проблемы в банковском секторе из-за банкротств заемщиков и ухудшения качества активов. Однако глава Центробанка Эльвира Набиуллина заявила в четверг, что вообще не видит у банков подобных системных проблем. Она считает, что в этом году российская экономика будет восстанавливаться. И поэтому можно прекратить снижение стоимости кредитов и перейти к повышению ключевой ставки с нынешних 4,25 до 5% или даже до 6% годовых. Накануне Международный валютный фонд (МВФ) призвал российский Центробанк снизить ключевую ставку на половину процентного пункта – то есть до 3,75% годовых.
За последний год российские банки реструктурировали около 10% кредитного портфеля, и пик реструктуризации уже пройден, сообщила председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина. «По оценкам самих банков, до трети реструктурированных кредитов могут стать проблемными, называют 20–30%. Это будет означать, что проблемными могут стать 2–3% всего кредитного портфеля и банкам придется досоздавать по ним резервы», – заявила Набиуллина на встрече с представителями коммерческих банков.
«На наш взгляд, это не приведет к появлению каких-то системных рисков, так как процесс признания убытков будет постепенным», – подчеркнула она. Прошлый кризис показал, что этот процесс занимает как минимум два года, напомнила глава ЦБ. «У большинства банков доходы позволяют создать резервы без необходимости тратить капитал», – подчеркнула она. Запас капитала банков сохраняется на уровне около 6 трлн руб., что в три раза перекрывает потенциальный объем дорезервирования по реструктурированным кредитам, отметила Набиуллина.
Однако есть и другие оценки состояния и перспектив банковского сектора. «Простой подсчет показывает, что если в результате предстоящей отмены послаблений по учету качества кредитного портфеля доля в нем проблемных и безнадежных ссуд возрастет на 15 процентных пунктов (что близко к показателям кризиса 2015 года), а еще 2–3 процентных пункта дадут невозвраты по ранее реструктурированным ссудам, то совокупная прибыль банковского сектора за 2021 год окажется близкой к нулю. При таких показателях по банковской системе в целом значительная часть частных банков станет убыточной. А это означает, что и декапитализированной», – отмечается в последнем отчете Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП).
В своем базовом сценарии Центробанк ожидает, что 2021 год станет годом восстановления экономики и начавшиеся позитивные тенденции продолжатся. «На прогнозном горизонте, который у нас трехлетний, мы будем возвращаться к нейтральной ставке. Напомню, что оценка сейчас нейтральной ставки – она тоже может уточняться, но сейчас это 5–6%», – сказала Набиуллина. А ее заместитель Алексей Заботкин назвал такое увеличение ключевой ставки неизбежным. ЦБ ожидает, что при развитии ситуации в рамках базового прогноза в течение 2021–2023 годов экономика вернется к своему потенциалу, инфляция стабилизируется на цели вблизи 4% и соответственно денежно-кредитная политика станет нейтральной, отметил зампред Заботкин.
Между тем в последнем докладе Международный валютный фонд подчеркивал необходимость понижения ключевой ставки на половину процентного пункта. Такое снижение ставки, по прогнозу МВФ, потребуется для поддержания целевого уровня инфляции и обеспечения пространства для проведения дальнейшей монетарной политики.
«ЦБ России должен уменьшить ставку в ближайшие месяцы, чтобы предотвратить снижение инфляции ниже целевого уровня в течение 2021 года. По оценке специалистов, снижение ставки на 50 базисных пунктов необходимо в рамках базового сценария, чтобы… сохранить пространство для реагирования на будущие потрясения», – отмечается в отчете МВФ. Фонд придерживается прогноза инфляции в России к концу текущего года на уровне 3,5%. МВФ прогнозирует, что инфляционное давление ослабнет по мере уменьшения эффектов ослабления курса рубля.
Действия ЦБ против рекомендаций МВФ удивили некоторых экспертов. «Это довольно необычно, так как ЦБ, как правило, прислушивается к рекомендациям фонда», – считает главный инвестиционный стратег компании «БКС Мир инвестиций» Максим Шеин. По его словам, прямого влияния на уровень инфляции повышение ставки не окажет. «Само по себе увеличение ставки не скажется на инфляции, важнее инфляционные ожидания экономических субъектов, на которые влияют уже другие факторы. Например, курс рубля. Его падение однозначно увеличивает инфляцию для тех потребителей, которые покупают относительно много импортных товаров. Если бы у нас был сильный рост экономики, скажем, по 8% в год, то тогда имело бы смысл с целью недопущения перегрева повышать ставки, но у нас ситуация обратная», – говорит Шеин. Скорость восстановления экономики, по его словам, зависит не столько от ставки ЦБ, сколько от доступности кредитов, соотношения денежной массы и ВВП, потребительской и инвестиционной активности.
«Скорость восстановления экономики при росте цены кредита снизится. Компании будут стараться минимизировать растущие затраты из-за удорожания денег», – прогнозирует Антон Рогачевский, старший преподаватель кафедры банковского дела университета «Синергия».
Динамика российской экономики в большей степени зависит от внешней конъюнктуры, чем внутренней. Если ситуация на нефтяном рынке останется благоприятной, а денежно-кредитная политика в странах G7 ультрамягкой, то повышение ключевой ставки в России не окажет заметного негативного влияния на динамику всей российской экономики, считает Александр Розман, старший аналитик компании Forex Optimum. При этом, по его словам, перспектива повышения процентной ставки может дополнительно увеличить инфляцию. «Дело в том, что повышение ставки сбивает ценовое давление лишь тогда, когда в экономике действует инфляция спроса. То есть когда доходы граждан растут опережающими темпами к производству. А в России сейчас и в мире действует инфляция издержек, то есть цены растут не из-за опережающей потребительской активности, а по причине роста цен на сырье, логистику, оборудование, расходные материалы и труд. Поэтому если повышается ставка или коммерческие банки начинают готовиться к их повышению через повышение своих кредитных ставок, то это приводит к дополнительному росту издержек производителей, которые они перекладывают в отпускные цены», – говорит Александр Розман.
комментарии(0)