Очереди из скорых стали самым ярким символом недофинансирования медицины. Фото Reuters
Бюджетные приоритеты значительной части общества расходятся с предпочтениями правительства, показал опрос Высшей школы экономики «Больницы и школы вместо танков». Государству, по мнению 65% россиян, нужно выделять больше средств на развитие больниц, поликлиник и повышение зарплат медиков. В пандемию власти приняли бюджет с урезанными расходами на здравоохранение под предлогом нехватки средств. Но в докладе Вольного экономического общества ряд академиков показывает, что страна пухнет от денег. Вопрос в справедливом перераспределении.
Медицина, образование, экология, выплата пенсий, соцподдержка граждан – такими должны быть бюджетные приоритеты властей, на эти цели государство должно тратить больше средств, чем сейчас, считают россияне.
Дороги, транспорт, жилье, наука, оборона и безопасность отошли на второй план в «народном бюджете» на фоне пандемии коронавируса и вызванного ей кризиса. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного Высшей школой экономики (ВШЭ), релиз о которых ученые озаглавили «Больницы и школы вместо танков: россияне считают, что в пандемию государство должно больше тратить на образование и здравоохранение».
«Народный бюджет» в этом году носит явно пандемический характер, отмечают в ВШЭ. В ответах респондентов о приоритетах государственного бюджета наблюдается резкое смещение в сторону поддержки расходов на здравоохранение. 65% опрошенных в 2020 году считают, что государство должно направлять больше средств на развитие больниц, поликлиник, повышение зарплат медицинскому персоналу. Иерархия предпочтений в бюджетных расходах со временем не меняется, здравоохранение остается на первом месте, но в 2018 году так думали 52%.
В сфере здравоохранения приоритетом бюджетных расходов респонденты считают профилактику заболеваний, увеличение численности врачей-специалистов и повышение их квалификации, а также усиление участковой службы.
Итоги опроса показали, что 60% россиян даже согласны платить дополнительные налоги и сборы, которые будут идти на конкретные программы под контролем общественности. На оплату образования медицинских услуг россияне потратили бы и личный дополнительный доход.
Бюджетные предпочтения большей части общества расходятся с подходами властей на распределение национальных богатств. Утвержденный в декабре прошлого года президентом Владимиром Путиным закон о федеральном бюджете на 2021–2023 годы утвердил сокращение расходов на здравоохранение и социальную поддержку россиян. Несмотря на пандемию, «под нож» пошли и ассигнования на здравоохранение: в 2021 году федеральный бюджет выделит на эти цели 1,129 трлн руб. – на 135 млрд, или 11% меньше, чем в 2020-м (для сравнения: по статье «Национальная оборона» запланированы затраты в 3,1 трлн руб. (14,5% от всех расходов федеральной казны).
Нехватку средств на здравоохранение власти списывали на сокращение доходов бюджета под влиянием низких цен на энергоносители. Однако в феврале цена на нефть достигла 60 долл., и урезанные средства правительство решило частично вернуть: во вторник глава кабинета Михаил Мишустин подписал распоряжение о выделении 25,4 млрд руб. на дополнительное финансирование больниц и поликлиник из резервного фонда правительства.
Ученые, однако, призывают к гораздо более значимым расходам. В опубликованном недавно докладе Вольного экономического общества России, который написан рядом академиков, указывается, что необходимо применение экстренных мер в сфере здравоохранения и демографии. Объем финансирования антикризисных мероприятий, который сейчас оценивается в 5–6 трлн руб., академики предлагают удвоить. То же относится и к сферам демографии и здравоохранения. Они предлагают доработать соответствующие национальные проекты, удвоив их финансирование за счет не только государственных средств, но и ресурсов крупных корпораций, частных предприятий и организаций.
По их мнению, рост антикризисной программы мог бы опираться на рост заимствований, а частично на использование средств Фонда национального благосостояния (ФНБ). Россия располагает необходимыми финансовыми ресурсами для расширения антикризисной программы, обеспечивающей переход к динамичному и устойчивому социально-экономическому развитию, уверяют академики. Во-первых, в 2020 году активы банковской системы выросли на 14–16%, до 112 трлн руб. Во-вторых, Россия вышла на третье место в мире после Китая и Японии по размеру золотовалютных резервов. Это позволяет до 2024 года использовать до 2/3 из 13 трлн руб. (примерно 115 млрд долл.) средств ФНБ на «финансирование направлений развития экономики, обеспечивающих рост доходов населения». При этом остающиеся в ФНБ средства гарантированно обеспечат безопасность финансовой системы, считают авторы доклада.
В конце октября прошлого года на встрече с общественностью президент признал, что во многих странах расходы на здравоохранение превышают российский ориентир в 4% ВВП. Но объяснил он этот факт почему-то более высокой налоговой нагрузкой в развитых странах. «Готовы ли мы сейчас резко повысить налоговую нагрузку и к чему это приведет?» – спросил Путин и назвал вопрос очень тонким.
Однако летом 2020 года президент частично признал, что оплата гражданами с разным уровнем доходов налога по одной ставке в 13% выглядит несправедливой. И с 1 января нынешнего года граждане должны будут платить повышенный до 15% налог с дохода свыше 5 млн руб. в год. Деньги от повышения налога обещают направлять на лечение детей и закупку медицинской техники.
Резервы для значительного повышения финансирования здравоохранения есть, и они существенные, сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. «Как минимум есть около 1 трлн руб., которые были заложены на капитальное строительство, но бюджет не может их израсходовать уже второй год подряд в силу слабой подготовки документации и других причин. Эти средства позволили бы существенно увеличить финансирование здравоохранения. Можно изыскать дополнительные средства, например, за счет повышения налоговой нагрузки на богатейших граждан, экспортеров сырья и др. На наш взгляд, на здравоохранение должно уходить минимум 7% от ВВП, тогда как сейчас этот показатель не превышает 4%».
Пока сложно ожидать, что приоритеты «народно-академического» бюджета будут приняты правительством к применению, считает депутат. «Мы многие годы бьемся за каждую копейку увеличения бюджетных затрат на здравоохранение и образование, потому что мы работаем «на земле», постоянно говорим с избирателями, видим, в каких условиях они лечатся и учатся. В правительстве, к сожалению, пока далеко не все разделяют нашу позицию», – говорит Щапов.
«Мы отмечаем серьезное недофинансирование здравоохранения по многим областям», – сказал «НГ» сопредседатель Всероссийского союза пациентов (ВСП) Юрий Жулев. По словам эксперта, не хватает лекарств пациентам с хроническими инвалидизирующими заболеваниями. «Речь о миллионах граждан нашей страны. По итогам опроса ВСП пациентских организаций о ситуации с оказанием специализированной медицинской помощи и лекарственным обеспечением пациентов, страдающих разными хроническими инвалидизирующими заболеваниями, все пациенты сталкивались с проблемами при получении медицинской помощи и/или лекарственных препаратов в поликлинике, отказом в проведении консультации врача-специалиста, госпитализации, проведении лабораторных исследований», – говорит Жулев. Даже благополучные с точки зрения финансирования программы, такие как лекарственное обеспечение высокозатратных нозологий, столкнулись с трудностями, заключил он.
комментарии(0)