0
4446
Газета Экономика Печатная версия

18.02.2021 20:50:00

В Минфине разрабатывают секретную систему пенсионных накоплений

Правительство простимулирует население отдавать деньги финансовым посредникам

Тэги: минфин, пенсионная реформа, нпф, законопроект, накопительные пенсионные программы

On-Line версия

минфин, пенсионная реформа, нпф, законопроект, накопительные пенсионные программы Глава Минфина Антон Силуанов пока не обсуждает с общественностью планы новой пенсионной реформы. Фото с сайта www.council.gov.ru

Пенсионную систему России окончательно пронзит государственная вертикаль. В условиях бюджетной оптимизации все очевиднее тренд на объединение, укрупнение структур, аккумулирующих средства граждан. Ведь это облегчает контроль над финансовыми потоками. Возможно, именно к этому будет сведена новая социальная реформа, предвестниками которой стали кадровые перестановки. В ту же логику укладывается и чистка негосударственных пенсионных фондов (НПФ), количество которых за пять лет сократилось вдвое. Есть, однако, проблема – как обеспечить приток средств граждан в такие фонды. Минфин в режиме секретности разрабатывает к декабрю законопроект о новой добровольной накопительной пенсионной системе и стимулах.

В истории о готовящихся в стране социальных преобразованиях новая интрига – на этот раз ее породил Минфин. Ведомство Антона Силуанова обнародовало план законопроектной деятельности на 2021 год, одним из пунктов которого стал «проект федерального закона, предусматривающий возможность формирования гражданами за счет личных взносов дополнительных источников финансирования пенсионного дохода в системе негосударственного пенсионного обеспечения при стимулирующей поддержке государства».

Этот пункт указан в списке законопроектов, готовящихся по поручениям президента, правительства и иным поручениям. И самое главное – законопроект разрабатывается с грифом «Секретно». Причины такой секретности тоже, похоже, тайна: Минфин пока не разъяснил свою позицию.

Напомним, несколько лет назад, когда в РФ проводилось повышение пенсионного возраста, предполагалось, что вторым шагом после отсрочки выхода граждан на пенсию станет внедрение так называемого индивидуального пенсионного капитала (ИПК).

Концепция, правда, вызвала нешуточные споры относительно того, насколько принудительным должно быть участие граждан, с зарплат которых предполагалось взимать новый, скажем так, пенсионный налог. Чиновники жонглировали терминами «автоподписка» и «авторегистрация», что почти не меняло сути.

Затем начались иные фокусы – с переименованием этого капитала. ИПК вдруг превратился у Минфина и Центробанка (ЦБ) в «гарантированный пенсионный продукт». Подчеркивалось, что главными его чертами станут исключительно добровольный порядок присоединения к системе, налоговые льготы для бизнеса и налоговые вычеты для граждан. Потом стало известно, что Минфин и ЦБ переуточнили название – речь шла уже о «гарантированном пенсионном плане» (ГПП).

Сначала ожидалось, что законопроект о ГПП будет внесен в Госдуму осенью 2020 года, а запуск самой системы планировался с 2021-го. Однако накануне прошлогодней осенней сессии ни Минфин, ни Центробанк, ни представители негосударственных пенсионных фондов не давали четких ответов на вопрос о судьбе законопроекта. И похоже, вместо общественных дискуссий пока мы получили режим секретности.

Хотя не все эксперты удивлены таким положением дел. Как пояснил «НГ» первый вице-президент Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) Сергей Эрлик, никакой особой секретности на самом деле нет.

«Секретность может быть связана с общей непопулярностью любых пенсионных реформ. Обсуждать публично новые реформы – это скорее всего заранее настраивать людей против таковых», – считает, однако, аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.

«В столь системообразующих и долгосрочных проектах, как реформа пенсионной системы, секретов быть не должно. Пока не получили ответа на вопрос, зачем часть граждан участвовали в государственной программе софинансирования в 2008–2014 годах, никакая секретность не поможет укрепить доверие со стороны населения», – предупредил руководитель департамента Финансового университета при правительстве Константин Ордов.

35-4-1480.jpg
В негосударственные пенсионные фонды идет
пока меньше граждан, чем хотели бы
финансовые власти. 
Фото Интерпресс/ PhotoXPress.ru
Причем другие законопроекты в плане Минфина разрабатываются без грифа «Секретно». Что все же порождает новые вопросы о том, какие же преобразования сейчас, в условиях коронакризиса и бюджетной оптимизации, готовит государство в социальной сфере. Недостаток информации, интригующие намеки и «секреты» приводят к появлению разных версий.

Неделю назад произошла кадровая перестановка: сменился глава Пенсионного фонда России (ПФР). На смену Максиму Топилину пришел Андрей Кигим, который руководил Фондом социального страхования (ФСС). Временно исполнять обязанности председателя ФСС будет теперь Алексей Поликашин. Такие кадровые перестановки заставили экспертное сообщество вспомнить о предложениях по частичному или полному объединению государственных внебюджетных фондов в единый институт.

«В свете неожиданной отставки Топилина и обсуждаемого объединения ПФР, ФСС и Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС) можно ждать самых внезапных и непредсказуемых предложений, – продолжил Коренев. – Мы видим лишь верхушку айсберга – «фонды могут объединить». Как, на каких условиях, насколько это упростит жизнь рядовым россиянам и в целом механизм администрирования сбора налогов и взносов, пока неизвестно».

«Cкорее всего речь пойдет о создании накопительного сегмента в рамках ПФР, может быть, как отдельного, но связанного с ПФР юрлица, может быть, как подразделения ПФР, – предположил гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев. – Поиграть в длинные деньги государство тоже любит».

Можно ожидать, что такое объединение разных структур, аккумулирующих средства граждан, в единый мегафонд или в социальное казначейство скорее всего упростит для государства контроль над финансовыми потоками: государство получит возможность перераспределять без дополнительной волокиты средства из одной кубышки по разным направлениям в зависимости от текущей ситуации.

Тренд на объединение и укрупнение затрагивает в том числе рынок НПФ. По данным ЦБ, примерно за пять лет, с 2016-го по третий квартал 2020-го, количество НПФ в стране сократилось более чем в два раза – до 43. «Количество НПФ сокращается давно, при этом фонды укрупняются. Это объективный процесс, связанный с повышением требований со стороны госрегулятора к их устойчивости и надежности, безопасности инвестирования пенсионных средств, – пояснил «НГ» Эрлик. – Повышение требований ведет к повышению операционной и финансовой нагрузки на НПФы, выдержать которую могут только крупные фонды». Также Эрлик сообщил, что «тренд на рост доли участия государства в пенсионном рынке очевиден давно»: «Сегодня оно имеет контроль над рядом НПФ». Хотя в НАПФ уточнили: «Мы полагаем, что это временное явление. И в будущем фонды будут передаваться в частные руки».

«Если говорить о позиции Минфина, то у него дилемма – требуются длинные деньги, которые может дать вариант с обязательным пенсионным страхованием. Но выплаты из бюджета в социальную сферу растут ежемесячно и не имеют покрытия внутренними источниками уже в среднесрочной перспективе, – пояснил независимый пенсионный консультант Сергей Звенигородский. – Наиболее вероятно, что будет предложен еще один клон ИПК, ГПП, но на базе индивидуальных инвестиционных счетов и с подключением банков, страховых компаний и НПФ. К сожалению, этот вариант не решает вопрос с достойными пенсиями для граждан России».

«Что касается НПФ, то их уже сократили до минимума на страну, оставили только на обслуживание финансово-промышленных групп и несколько федеральных сетей, сращенных с банками, – продолжил Звенигородский. – Большая часть НПФ является компаниями под контролем государства».

«Думаю, что накопительные пенсионные программы будут приобретать все большие масштабы: нужно же людям защищать свою старость. И такое увеличение масштабов выдвигает на первый план задачу гарантий накоплений граждан, взять на себя эти гарантии может только государство. Но государство в обмен на это потребует усиления контроля над НПФ, – пояснил Журавлев. – Таким образом, в каком-то смысле буква «Н» из названия «НПФ» может выпасть». 

Как еще можно накопить на старость, если не в НПФ, участие в которых может вызвать у некоторых граждан опасения? В этом случае самым оптимальным вариантом будет покупка валюты, золотых и серебряных монет, считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

«Если до пенсии осталось довольно много времени, есть смысл обратить внимание на фондовый рынок и составить для себя портфель долгосрочного инвестора. В нем должны присутствовать активы разной степени риска: акции, облигации, валюта и золото, – говорит исполнительный директор департамента компании «Универ Капитал» Артем Тузов. – Еще один способ получить стабильный доход: приобрести недвижимость и сдавать ее в аренду».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Госдума жестко взялась за образовательную политику

Госдума жестко взялась за образовательную политику

Иван Родин

Законопроект об условиях приема в школу детей мигрантов будет одним из эпизодов

0
1220
Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Как онлайн-курсы вдруг стали "институтами"

Наталья Савицкая

Академию на дому сегодня может открыть любой блогер или частный предприниматель

0
4771
За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

За домовые храмы, но против скоплений мигрантов

Андрей Мельников

Возможный запрет богослужений на квартирах вызвал дискуссии среди верующих и экспертов

0
4929
Школа – не для мигрантов?

Школа – не для мигрантов?

Иван Большаков 

Запрет на обучение плохо владеющих русским языком детей приведет к еще большей напряженности

0
5263

Другие новости