Власти РФ стремятся к снижению выбросов парниковых газов в атмосферу. Фото Reuters
Российские власти продвигают закон об ограничении выбросов парниковых газов, в рамках которого предлагается внедрить также систему учета этих самых выбросов. Предполагается, что крупнейшие производители углекислого газа в стране будут отчитываться о его объемах в специализированный орган. Для всех же остальных эта норма останется добровольной. Эксперты считают, что новые правила вполне могут стать как предтечей собственного углеводородного налога в стране, так и возможностью для российских экспортеров нести многомиллиардные убытки от введения экологического сбора в Европе.
Правительственный законопроект об ограничении выбросов должен урегулировать «общественные отношения, возникающие при осуществлении на территории РФ хозяйственной и иной деятельности, приводящей к выбросам в атмосферу парниковых газов». В среду на заседании правительства премьер РФ Михаил Мишустин напомнил, что проект закона подготовлен в рамках международных обязательств России по Парижскому соглашению. «Такое регулирование мы принимаем впервые», – подчеркнул глава кабмина. Новый закон поможет создать систему государственного учета и реализации проектов по сокращению выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения.
«Теперь все предприятия, работа которых сопровождается значительными объемами выбросов парниковых газов, будут отчитываться об этом. Такое требование станет обязательным для каждого из них», – указал премьер, подчеркнув, что новое регулирование также даст возможность бизнесу осуществлять собственные климатические проекты. А их реализация позволит привлекать зеленые инвестиции. Законопроект будет стимулировать предприятия к модернизации производства и внедрению новых технологий для снижения «углеродного следа» их продукции.
В Минэкономразвития (МЭР) объясняют, что законопроект «предусматривает введение поэтапной модели регулирования выбросов парниковых газов без налогообложения и обязательных платежей». Концепция проекта включает два крупных блока. Первый вводит для крупнейших эмитентов обязательную углеродную отчетность, а второй – помогает учитывать проекты по сокращению эмиссии.
Для сбора и обобщения углеродной отчетности правительство назначит специальный уполномоченный орган власти. Второй блок нового закона формирует правовую базу для обращения так называемых углеродных единиц – особого инструмента по снижению углеродного следа и привлечению инвестиций. Любая организация сможет на добровольной основе реализовать собственный климатический проект. «В качестве примера такого проекта может рассматриваться модернизация предприятий, в результате которой увеличивается энерго- или ресурсоэффективность производственных процессов, что, в свою очередь, приводит к сокращению выбросов парниковых газов. Другим примером могут стать так называемые лесоклиматические проекты, когда благодаря комплексу мероприятий удается увеличить поглощение парниковых газов в природных экосистемах (например, повышение эффективности лесного управления, восстановление лесов и биоразнообразия на гарях и т.д.)», – описывают в Минэкономразвития примеры климатических проектов.
В рамках новой системы углеродного учета все предприятия, которые отнесены к крупнейшим эмитентам парниковых газов (более 150 тыс. т эквивалента углекислого газа на первом этапе до 2024 года), будут представлять в уполномоченный правительством орган обязательную отчетность. Остальные же организации могут представлять углеродную отчетность на добровольной основе. «Таким образом, будет создана информационная основа для управления выбросами парниковых газов в экономике и ее отраслях», – объясняют чиновники МЭР.
В ведомстве полагают, что «появление нового класса инвестиционных проектов, направленных на выполнение климатических целей Парижского соглашения», даст возможность создать в России новый рынок, связанный с обращением углеродных единиц. Это стимулирует инвестиции в климатические проекты и рыночным механизмом сформирует в России цену на выбросы парниковых газов. Спрос на такие проекты со стороны бизнеса есть, уверены чиновники.
Ключевая задача нового регулирования определена указом президента РФ: к 2030 году ограничить выбросы парниковых газов уровнем 70% от значений 1990 года – с учетом роста экономики и увеличения поглощающей способности лесов.
В отличие от европейских норм российский проект пока не вводит ограничений для бизнеса, отсутствуют квоты и плата за выбросы парниковых газов. Приоритет углеродного законодательства в РФ – защита интересов российских производителей, признают в МЭР.
Ранее глава МЭР Максим Решетников сообщил, что Россия пойдет по пути введения мягкого углеродного регулирования без введения углеродного налога. «Нужно создать нормальную систему мониторинга. Бизнесу, который готов добровольно в это идти, мы дадим все механизмы – чтобы они принесли в Европу условно сертификаты, которые будут признаны там зелеными и верифицированы, и через это там не предъявили бы эти требования», – рассуждал министр. По его словам, «углеродный налог сейчас в РФ совсем не к месту».
Эксперты «НГ» считают создание национальной системы мониторинга первым шагом к внедрению углеродного налога в РФ. «Мониторинг таких выбросов можно вести, исходя из каких-то установленных уровней допустимого воздействия на климат, такие уровни «климатического загрязнения» следует еще определить и установить», – отмечает профессор РЭУ им. Г.В. Плеханова Иван Потравный.
Учет и регулирование выбросов парниковых газов являются краеугольным камнем для выполнения целей Парижского соглашения, напоминает руководитель климатической программы Greenpeace в России Василий Яблоков. «Но только лишь один мониторинг без реального ограничения выбросов путем установки целевых показателей сокращения выбросов по секторам экономики не может привести к реальному вкладу в борьбу с глобальным изменением климата», – продолжает он. Эксперт напоминает, что выполнение климатических соглашений в странах – торговых партнерах России в отсутствие системы учета и регулирования парниковых газов может привести к потерям за счет дополнительных платежей на экспортируемую продукцию. «Так, в соответствии с оценками, потери от введения трансграничного углеродного регулирования могут составить в период с 2022 по 2030 год до 50,6 млрд евро», – напоминает Яблоков. Отсрочка принятия углеродного законодательства негативно скажется на перспективах российской экономики, считает эксперт.
Старший аналитик Центра энергетики Московской школы управления «Сколково» Юрий Мельников сомневается, что нормы эмиссии будут введены быстро. «Даже в случае оперативного (что маловероятно) прохождения через парламент и вступления в силу закон лишь задаст рамочные условия для создания системы мониторинга выбросов, но еще не саму систему. На создание системы (принятие подзаконных актов и их воплощение) может уйти еще несколько лет», – считает он.
«Действенным способом ответа на европейский механизм пограничного углеродного регулирования является не введение системы мониторинга выбросов парниковых газов, а долгосрочное и систематическое сокращение этих выбросов по всей производственной цепочке», – продолжает эксперт.
комментарии(0)