«Сибирские» морозы в ФРГ несколько отодвигают актуальность зеленой энергетической повестки. Фото Reuters
«Дело Навального» серьезно осложнило отношения России с Германией и всей Европой. Однако небывалые холода во многих землях ФРГ и резкое увеличение поставок газа российским «Газпромом» показали важность гарантированного энергоснабжения и необходимость экономического сотрудничества, несмотря на разногласия.
Российско-германские отношения «достигли низшей точки», однако Евросоюз и Германия стратегически заинтересованы в диалоге с Россией и считают его безальтернативным, заявил во вторник министр экономики и энергетики ФРГ Петер Альтмайер на виртуальной конференции по стратегическому сотрудничеству между Россией и Германией.
В центре внимания участников оказалась роль природного газа как некоего переходного источника энергии на пути к безуглеродной экономике. Россия в будущем надеется сохранить себя возможность экспорта чистой энергии для европейских стран.
Сложные отношения не помешали России выполнить свои обязательства по гарантированному газоснабжению, особенно важно это сейчас, когда в Германии фиксировались морозы под минус 25 градусов и обильные снегопады. «Газпром» отчитался, что за полтора месяца 2021 года увеличил объем экспорта в страны дальнего зарубежья на 36,5% (+7,4 млрд куб. м), до 27,5 млрд куб. м, газа по сравнению с годом ранее. Закупку увеличила не только Германия (на 35,5%), но и Италия – на 112,7%, Франция – на 43,7%, Польша – на 63,7% и Нидерланды – на 8,4%.
Германия способна самостоятельно определять свою энергетическую политику, давление на нее с целью отказа от газопровода «Северный поток – 2» в Москве считают несправедливым, заявил на конференции посол РФ в Берлине Сергей Нечаев. Совсем недавно пресса сообщила о вызове российского посла в МИД Германии после того, как РФ объявила персонами нон грата дипломатов трех стран, в том числе ФРГ, из-за посещений акций протеста. Тогда статс-секретарь МИД ФРГ «четко высказал» российскому послу немецкую позицию по этому вопросу. Немецкие участники подтвердили приоритет соблюдения международного права и прав человека, но и учитывали долгую историю отношений с Россией, кризисы в отношениях с которой не помешали развитию экономических проектов.
Одно из перспективных направлений сотрудничества – это попытка вписать российский газ в модель безуглеродной энергетики. Газ как промежуточный носитель на пути от угля к возобновляемым источникам энергии будет нужен еще 50–70 лет, уверен замминистра энергетики России Павел Сорокин. По его словам, у России уже сегодня неплохая структура энергетики. Около 50% потребляемой энергии – это газ, еще 25% – безуглеродные источники: гидроэлектростанции и АЭС. При этом, как уверяют немецкие участники, потенциал России позволяет ей надеяться стать важным поставщиком чистой энергии в Европу в перспективе.
Глава Минэнерго Александр Новак ранее рассказывал, что к 2035 году Россия планирует увеличить объем добычи природного газа до 1 трлн куб. м в год и стать за счет этого мировым лидером по производству чистого водорода (см. «НГ» от 02.11.20). Минпромторг намерен включить технологии по использованию водорода в приоритетные при заключении новых специнвестконтрактов (СПИК), заявил на конференции во вторник глава Минпромторга Денис Мантуров.
«Отношения между РФ и Германией, которые всегда оставались стабильными, даже после крымских событий 2014 года, после «дела Навального» приобрели качественно новое измерение. Многие эксперты говорят, что Россия потеряла Германию и своего единственного партнера из крупных стран ЕС. Однако пока мы видим, что немцы не готовы переносить политические разногласия на экономические проекты, прежде всего на «Северный поток – 2». Но эта ситуация может измениться и под влиянием президента Джозефа Байдена, и под влиянием внутриполитического предвыборного давления в самой Германии», – сказал «НГ» программный директор клуба «Валдай» Олег Барабанов.
В РФ традиционно недооценивают зеленую трансформацию и декарбонизацию энергетики и экономики в целом, в то время как в ЕС и Германии эту стратегию начинают активно реализовывать, считает Барабанов. Для РФ тут может быть два негативных момента: введение углеродного налога и общее снижение спроса на нефть в мире и Евросоюзе.
Экономические отношения ФРГ и РФ очень масштабны, поэтому какого-то резкого обрыва в них ожидать не приходится, полагает ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. «В России или с Россией работают около 3 тыс. немецких компаний, включая очень крупные фирмы в различных отраслях (энергетика, машиностроение, химия, финансы). В газовой сфере кооперация сохранится на ближайшие несколько десятилетий, несмотря на зеленый курс ЕС. Фактором, способствующим интересу Германии к газовой кооперации с Россией, будет выход Германии из угольной и атомной энергетики. А с точки зрения дальнейшей эволюции ЕС важно, что благодаря проектам «Северный поток – 2» и Eugal Германия сможет контролировать транзит крупных объемов газа в южную и восточную периферии ЕС, опираясь на этот рычаг в продвижении немецкого видения желаемого развития всего Европейского союза», – говорит Митрахович.
По словам президента Русско-азиатского союза промышленников и предпринимателей Виталия Манкевича, отношения Германии и России являются весьма прагматичными. «Германия как лидер ЕС должна высказывать свое мнение по отношению к ситуации с правами человека и другим событиям в России, которые расходятся с представлениями ЕС об общечеловеческих ценностях и правах человека. Но Германия не будет сворачивать те проекты с Россией, которые критически для нее важны: «Северный поток – 2» крайне актуален для Германии, в том числе в контексте снижения углеродных выбросов», – отмечает Манкевич. В 2020 году произошло эпохальное событие: товарооборот ЕС и Китая впервые в истории превысил товарооборот ЕС и США. «Сейчас Китай пробует реализовать экологическую карту по части экспорта своих технологий в сфере возобновляемых источников энергии (ВИЭ) и оборудования, необходимого для развития ВИЭ инфраструктуры, это еще одна из точек роста с Европой», – говорит он
Политолог Андрей Суздальцев уверен, что в ближайшем будущем российско-немецким проектам ничего не угрожает, но в отдаленной перспективе он не исключает некоторых изменений. «У нас контракты, как правило, среднесрочные, по многим позициям Россия не может обойтись без импорта из Германии, особенно высокотехнологичной продукции. Но в перспективе ситуация может измениться, жесткие заявления российских чиновников в отношении ЕС, продолжающееся давление США на Германию могут привести к тому, что РФ будет активнее прибегать к поиску каких-то страховок в виде новых рынков и других партнеров. Будет еще активнее развиваться импортозамещение. В том числе будут, вероятно, активнее стимулировать немецкие компании к переносу производств на территорию РФ, политическая нестабильность будет стимулировать этот процесс», – говорит он.
«Германия традиционно является одним из крупнейших внешнеторговых партнеров РФ и самым крупным в ЕС. Однако, в 2020 году наблюдалось снижение доли Германии во внешнеторговом обороте с 7,9% в 2019 году до 7,4%, - сказал «НГ» директор научно-образовательного центра проблем модернизации экономических и политических систем ВШКУ РАНХиГС Вилен Вардапетян. - В основном, снижение произошло за счет падения темпов роста российского экспорта. Это было связано как со снижением цен на сырье, которое традиционно экспортируется из РФ в Германию, так и со снижением физического объема экспортируемых сырьевых ресурсов, что, в свою очередь, связано с карантинными ограничениями в Германии».
Активное внедрение энергосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, а также повышение экологических требований в Германии не может не сказаться на объеме и структуре экспорта РФ в эту страну, полагает эксперт. «Возможно, будет происходить постепенное замещение нефти газом, и перед Россией встанет необходимость пересмотра стратегии внешней торговли с развитыми странами ЕС, в частности с Германией. Будет постепенно меняться и структура импорта в сторону замещения поставок из Германии более дешевой отечественной продукцией. В среднесрочной перспективе, это, возможно, приведет к падению доли Германии во внешнеторговом обороте РФ», - говорит Вардапетян.
С падением курса рубля есть возможность заместить часть импорта готовой продукции Германии и стран Азии российской, думает эксперт, - а активное проникновение на европейские рынки российских строительных материалов, мебели наблюдается уже сейчас.
«В то же время в 2020 году наблюдался прирост доли Китая во внешнеторговом обороте РФ на 1,7%, который составил по итогам 2020 года 18,3%. Это обусловлено как более низким падением экспорта из РФ по сравнению с Германией, так и приростом импорта из Китая на 1,4% по итогам 2020 года. Китай наращивал свои экспортные возможности и в будущем, возможно, будет забирать высвобождающийся за счет западных партнеров, переходящих активно на "зеленую экономику", объем сырьевых товаров РФ», - говорит эксперт.
комментарии(0)