Замглавы Минфина Алексей Лавров видит множество плюсов от оптимизации системы госзакупок. Фото РИА Новости
Госдума в марте рассмотрит законопроект о так называемой оптимизации контрактной системы, который продвигает Минфин. Оптимизация предполагает сокращение ряда конкурсных процедур, упрощение общественных обсуждений и засекречивание ведомственных торгов, чтобы не допускать «давления на них». Кроме того, до самых лакомых аукционов предполагается допускать только самых проверенных игроков. В Минфине надеются, что новые нормы госзакупок будут утверждены уже в первой половине этого года.
«Ко второму чтению возможны изменения, потому что есть еще предложения. Можно еще что-то подправить, еще раз оптимизировать. Но все же мы надеемся, что это не займет достаточно большое время, и очень надеемся, что в первом полугодии этого года мы данный законопроект примем», – сообщила на пресс-конференции во вторник директор департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина РФ Татьяна Демидова.
Один из главных пунктов оптимизации существующей системы госзакупок – это сокращение способов закупок, объяснил во вторник замглавы Минфина Алексей Лавров. Сегодня госзакупки возможны в рамка 11 различных процедур. А Минфин предлагает сохранить только три из них – аукцион, конкурс и запрос котировок.
Из процедур, в частности, будут исключены двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений. Такая процедура, как двухэтапные конкурсы, не нашла своего распространения и практически не применяется заказчиками. «Так, в 2019 году размещено всего 24 извещения о проведении таких конкурсов, по итогам которых заключено лишь 11 контрактов, в связи с чем двухэтапные конкурсы предлагается исключить, в том числе для упрощения работы информационных систем, путем исключения избыточного функционала и затрат на его поддержание», – объясняют чиновники Минфина.
Еще одно направление оптимизации – это существенное сокращение сроков проведения процедур. Новый законопроект направлен на введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупок. Пока что в электронной форме проводятся только планирование закупок и отбор подрядчиков. «Такие изменения обеспечат прослеживаемость закупок и автоматизацию контроля их проведения, сократят издержки участников процесса, в том числе связанные с бумажным документооборотом», – обещают в министерстве.
Но такая «открытость» не будет тотальной. «В целях обеспечения безопасности деятельности судей… уточнены положения о проведении закрытых конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)», – говорится в пояснительной записке. Это уточнение предполагает неразмещение в открытом доступе информации об их потребностях, что направлено на «исключение возможности использовать такую информацию для оказания давления на судей при осуществлении ими своей деятельности».
Еще одно направление оптимизации – упрощение порядка общественного обсуждения конкурсных и аукционных процедур. Законодатели ссылаются на собственный анализ, по результатам которого выяснилось, что на 343 процедурах (87%) в 2018 году и на 191 процедуре (83%) в 2017 году не присутствовало ни одного участника обсуждений. «А на 42 процедурах в 2018 году и на 31 процедуре в 2017 году в обсуждении участвовали исключительно участники закупок», – сформулировали в ведомстве Антона Силуанова.
Новый порядок госзакупок предполагает введение так называемой универсальной предквалификации участников. Предквалификация означает, что на конкурсы со стоимостью контракта выше 20 млн руб. будут допускаться только те поставщики, которые уже имеют опыт исполнения госконтрактов. «Многие заказчики сталкивались с тем, что на конкурсные процедуры выходили поставщики, у которых не было опыта работы по 44-му Федеральному закону («О контрактной системе». – «НГ»). Или они даже выходили (на конкурс) без намерений выполнять контракт, однако получали право его обжаловать», – поясняет смысл новых ограничений замглавы Минфина Алексей Лавров. По его мнению, новшество с предквалификацией даже улучшит конкуренцию. «За такие контракты теперь смогут конкурировать только компании с соответствующим опытом», – считает чиновник.
Новый законопроект увеличивает перечень оснований для заключения госконтрактов с единственным поставщиком. К примеру, такие исключения теперь будут сделаны для закупок спортивной экипировки, оборудования и инвентаря для сборных команд РФ.
Система государственных закупок затрагивает значительную часть российской экономики. За девять месяцев 2020 года объем госзакупок составил 6,6 трлн руб., заказчики заключили 2,4 млн контрактов. За тот же период годом ранее госзаказчики заключили почти 2,5 млн контрактов на 5,2 трлн руб. Коррупционная составляющая в контрактных закупках при этом не исчезает. Исследование Высшей школы экономики показало, что около половины госзаказчиков ориентированы на контракт с конкретным поставщиком. При этом около 85% госзаказчиков объясняют свою привязанность к конкретному исполнителю стремлением обеспечить качественное исполнение контракта (см. «НГ» от 21.01.21).
Эксперты «НГ» напоминают, что система госзакупок менялась неоднократно, по мере внедрения реформ становясь все более прозрачной, но небольшим компаниям по-прежнему сложно участвовать в государственных тендерах. «Они слишком интересны крупному бизнесу, которому легче подогнать свои возможности под потребности заказчика», – отмечает старший аналитик аналитического центра «Альпари» Анна Бодрова. Введение полного цикла электронного документооборота – это плюс для системы в целом, да и сокращение издержек участников тоже. «Унификация требований – это также положительный момент. Однако наличие фильтра в виде предквалификации, который требует опыта участия в тендерах с ценой выше 20 млн руб., видится логичным для заказчика, но в ряде случаев будет недостижим для небольшого исполнителя», – отмечает Бодрова. Крупные компании и в новой системе госзакупок сохранят свои преимущества. «Будет ли обеспечен равный доступ всех участников к госзакупкам – судить пока сложно», – отмечает аналитик компании «Финам» Наталия Пырьева.
Сокращение сроков проведения процедуры – это очевидный плюс. «При некоторых закупках очень важна оперативность. Например, нужно быстро провести закупки лекарств или заключить контракт на ремонт дорожного полотна», – рассуждает первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал.
комментарии(0)