Глава Минпромторга Денис Мантуров рассчитывает на долгосрочный эффект от государственных мер поддержки фармацевтической индустрии. Фото с сайта www.kurganobl.ru
Фармацевтическое производство вырвалось в абсолютные лидеры российской промышленности. Второй месяц подряд выпуск лекарственных препаратов почти удваивается по сравнению с показателями предыдущего года. Ни одна другая отрасль не может похвастаться таким взрывным ростом. Какой вклад в этот успех внес выпуск вакцин против COVID-19? Ответ не однозначен. Как выяснил Росстат, в январе было изготовлено доз различных сывороток и вакцин даже на 6% меньше, чем годом ранее. Эксперты не торопятся называть фарминдустрию новым драйвером роста. Ведь как только пандемия начнет затухать, закончится и «мобилизационный» режим этой отрасли.
Среди отраслей промышленного производства наибольший рост в январе этого года по сравнению с январем 2020-го показало производство лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, – сразу почти на 75%. Ни одна другая отрасль не демонстрирует такого взрывного роста. Причем и в декабре прошлого года производство лекарств и медицинских материалов тоже почти удвоилось – рост тогда достиг 82% по отношению к декабрю 2019-го. По итогам всего 2020-го эта отрасль показала рост на 23%.
Аналитики международной страховой компании Coface поясняли в своем обзоре, что в то время как большинство отраслей столкнулись с резким снижением спроса, «фармацевтическая отрасль переживает настоящий бум благодаря увеличению расходов государства и домохозяйств на медицинское оборудование и препараты». По их прогнозу, «расходы властей и населения на медицинские товары останутся на более высоком уровне, чем до кризиса, и после окончания пандемии». «Кроме того, власти явно обозначили намерение активнее заниматься импортозамещением, что тоже будет стимулировать рост отрасли», – уточнили также аналитики.
«Важнейшим драйвером роста фармацевтической промышленности в 2021 году станет выпуск вакцины «Спутник V», – добавил аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. – Российская фарминдустрия вполне может стать важной экспортной отраслью». И даже новым драйвером роста, допускает он.
Напомним, как уже писала «НГ» (см. номер от 26.01.21), с учетом объявленной в Российском фонде прямых инвестиций (РФПИ) стоимости доз «Спутника V» для международных рынков объем обсуждаемых поставок этой вакцины в другие страны можно было бы приблизительно оценить в 24 млрд долл., что почти вдвое превышает стоимость поставок вооружений за рубеж.
Правда, как поясняли в РФПИ, «основной объем вакцины не будет экспортироваться из России; международные поставки будут обеспечиваться за счет международных производителей в Китае, Корее, Индии и других странах».
Производство «Спутника V» уже организовано на семи площадках в мире, уточнил Минпромторг.
И список может пополняться. «Мы, безусловно, готовы к сотрудничеству и с нашими немецкими партнерами как в части поставок, так и по выпуску вакцины в том числе на территории Германии», – заявил, в частности, глава Минпромторга Денис Мантуров во вторник.
Однако условия таких контрактов не раскрываются, вопрос о том, какую часть от гипотетического дохода от зарубежных поставок может получить Россия, открыт. Как и вопрос, поможет ли выпуск вакцины иностранными площадками отрасли внутри страны.
Росстат перечислил основные пункты, за счет которых наблюдался рост отрасли: производство фармацевтических субстанций в январе 2021-го увеличилось почти на 41% год к году, производство провитаминов, витаминов и их производных – почти на 91%, антибиотиков – примерно на 94%, перевязочных материалов и аналогичных изделий – на 25% и т.д.
При этом, несмотря на активный выпуск антиковидных вакцин, в целом производство доз различных сывороток и вакцин в стране, как сообщает Росстат, наоборот, даже сокращается. Что может показаться удивительным: возникает вопрос о том, что происходит с производством тех вакцин, которые не имеют отношения к COVID-19.
«Сывороток и вакцин изготовлено 1,05 млрд доз, что на 6% меньше, чем в январе 2020 года, и на 18,1% меньше, чем в декабре прошлого года», – отмечается в материалах статведомства. Между тем «в ампулах их выпущено 560 тыс. штук, что в 3,33 раза больше, чем в январе прошлого года, но на 29,8% меньше, чем в декабре 2020 года».
Некоторые эксперты считают, что вскоре ситуация в фарминдустрии выровняется. «Причины роста выпуска лекарств и медицинских материалов понятны всем. Страна «воюет» с вирусом. Фарминдустрия получила возможность увеличить свои доходы, – говорит завлабораторией конъюнктурных опросов Института экономической политики имени Е.Т. Гайдара Сергей Цухло. – Уверен, скоро с полной победой над вирусом в одной отдельно взятой стране авральный, «мобилизационный» режим этой отрасли закончится». И она, по словам экономиста, займет свое обычное место в российской статистике.
Также Цухло призвал не делать далеко идущих выводов из итогов января – «сложного периода для статистического наблюдения из-за каникул и остановок производств».
«Утверждать, что фарминдустрия стала новым драйвером по итогам лишь одного года и давления внешних обстоятельств несколько преждевременно. Однако определенные предпосылки к оживлению отрасли есть», – продолжила доцент Российского экономического университета имени Г.В. Плеханова Ольга Лебединская. Она обратила внимание на то, что ключевое влияние оказывает государственный сектор, от него будет зависеть развитие отрасли в 2021 году. Но если абстрагироваться от ситуативного спроса, то, как предупреждает эксперт, скорее всего уже во втором-третьем кварталах мы увидим просадку отрасли «из-за снижения платежеспособности населения и отложенного эффекта от накопившихся у потребителей запасов лекарств».
В пресс-службе Минпромторга сообщили «НГ»: «С 2009 года прирост объема локального производства лекарственных средств в стоимостном выражении составил 506%, по итогам 2020-го в стране производилось лекарственных препаратов на 486 млрд руб., что на 19,9% больше, чем в предыдущем году... В структуре ВВП доля фармацевтической отрасли в стоимостном выражении удвоилась – с 0,23% в 2014 году до 0,46% в 2020 году. В структуре обрабатывающих производств доля фармацевтической отрасли в стоимостном выражении составила в 2020 году 3,1% (в 2014 – 1,8%)». Значимая роль фармацевтической промышленности в общей структуре промышленности РФ – результат многолетней планомерной работы, уточняют в ведомстве. «Не стоит отрицать, что рост фармпромышленности в прошедшем году вызван прежде всего пандемией коронавируса. Вместе с тем существенным фактором, обеспечившим данный рост, является реализация государством на протяжении последнего десятилетия отраслевых мер поддержки», – считают в Минпромторге.
комментарии(0)