Потребители потратили на товары и услуги меньше средств, чем ожидали в правительстве. Фото РИА Новости
Вызванный пандемией кризис нарушил планы правительства по наполнению федерального бюджета дополнительными доходами от повышенного налога на добавленную стоимость (НДС). Если в первый год после изменения ставки налога бюджет получил от НДС даже больше, чем предполагалось в ходе реформы, почти на 200 млрд руб., то в 2020 году по сравнению с планом в казну поступило примерно на 300 млрд руб. меньше – следует из данных, предоставленных «НГ» Счетной палатой (СП). Это потери, обусловленные сокращением потребительского спроса внутри страны.
Второй год после повышения ставки НДС в России оказался менее удачным для федерального бюджета, чем первый. Спровоцированный пандемией кризис, который обрушил потребительский спрос, внес существенные коррективы в планы Минфина.
Напомним, закон о повышении ставки НДС с 18 до 20% вступил в силу в январе 2019 года. Как следует из данных, предоставленных «НГ» Счетной палатой со ссылкой на Федеральное казначейство, за 2019 год поступления НДС в федеральный бюджет достигли почти 7,1 трлн руб. – речь идет совокупно о внутреннем НДС и НДС на ввозимые товары.
Эта сумма оказалась почти на 1,1 трлн руб. больше поступлений за 2018 год. Кроме того, по факту она превысила даже запланированный после реформы показатель, заложенный в законе о бюджете (от ноября 2018-го), почти на 200 млрд руб., или на 3%.
В 2020 году, судя по закону о бюджете (от декабря 2019-го), правительство планировало собрать в бюджет за счет НДС еще больше средств – уже не около 7 трлн руб., а 7,5 трлн.
Но, по данным СП, фактически полученная сумма оказалась уже меньше ожидаемого показателя почти на 300 млрд руб., или на 4%. Было собрано лишь около 7,2 трлн руб. Конечно, это больше, чем до повышения ставки НДС, однако это не соответствует далеко идущим планам финансового блока.
«На динамику поступления НДС в 2020 году значительное влияние оказала экономическая ситуация, обусловленная воздействием новой коронавирусной инфекции», – пояснили в пресс-службе Счетной палаты.
В ведомстве Алексея Кудрина добавили: «На изменение потребительского спроса влияет совокупность разнонаправленных экономических факторов, в том числе реализуемая кредитно-денежная политика, регулирующая различные области национальной экономики. Кроме того, на экономическую конъюнктуру оказывают влияние и внешние факторы, включая замедление в среднесрочной перспективе темпов мирового экономического роста. Также в 2020 году на изменение потребительского спроса существенное влияние оказало распространение новой коронавирусной инфекции».
По предварительным оценкам Минфина, в 2020 году на совокупные поступления от НДС приходилось около 38% всех доходов федерального бюджета. Это один из главных источников пополнения казны. Для сравнения: доля нефтегазовых доходов в федеральном бюджете в 2020-м оказалась меньше, составив примерно 28%.
Тем самым кризис-2020 нанес двойной удар по бюджету. Внешний – связанный с обвалом нефтегазовых доходов. И внутренний – вызванный обвалом потребительского спроса, из-за которого бюджет недополучил сотни миллиардов рублей, которые должна была обеспечить проведенная налоговая реформа. Причем на эти деньги в правительстве очень рассчитывали.
Так, летом 2018 года глава Минфина Антон Силуанов пояснял, что повышение ставки НДС «приведет к дополнительным доходам федерального бюджета более чем на 600 млрд руб. в год». «Эти средства вместе с дополнительными доходами от завершения нефтегазового маневра будут основными источниками для финансирования национальных целей развития, поставленных в указе президента от мая 2018-го», – уточнял министр. Затем цели пришлось скорректировать.
Ранее – еще до пандемии – эксперты опасались, что уже само по себе повышение ставки НДС может негативно сказаться на потребительском спросе.
Но, как пояснил «НГ» сотрудник Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Сергей Белев, «хотя снижение розничного оборота и негативный шок для ВВП имели место быть, сокращение налоговой базы по НДС было перекрыто ростом ставки». «Из всех возможных вариантов повышения налогов (если не брать в расчет налоги с природной ренты) был выбран наименее травматичный для экономики», – считает эксперт. Проблемы же 2020 года обусловлены не ставкой НДС, а пандемией, подтвердил он. «Если бы ставка не была повышена, то в 2020-м поступления НДС были бы ниже», – добавил Белев.
Основное бремя от повышения НДС взял на себя бизнес, сообщил «НГ» ведущий научный сотрудник Центра налоговой политики Научно-исследовательского финансового института Минфина Николай Милоголов. При этом, как он считает, «повышение ставки НДС позволило существенно увеличить доходы бюджетной системы и внести значительный вклад в формирование запаса прочности».
Наличие такого буфера, по словам эксперта, «необходимое условие для проведения активной фискальной политики в условиях шоковой экономической ситуации и помощи бизнесу и уязвимым группам населения, пострадавшим в результате негативных последствий пандемии».
Аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк ожидает, что в 2021 году ситуация с наполнением федерального бюджета нормализуется, «но не за счет улучшения внутреннего спроса, а за счет сохраняющейся слабости рубля, которая увеличит экспортный потенциал, и за счет наблюдаемого сейчас ралли цен на энергоносители». Ведь экономика страны, как добавляет эксперт, все еще остается экспортоориентированной.
комментарии(0)