Добычу лишь примерно трети запасов нефти в стране считают рентабельной. Фото Reuters
Saudi Aramco может выставить на продажу новый пакет акций, власти Саудовской Аравии намерены диверсифицировать экономику. Организация стран – экспортеров нефти (ОПЕК) ожидает оживления мирового спроса. Похоже, России гарантирован как минимум один год растущих нефтяных цен, раз крупнейший производитель готовится снизить зависимость от экспорта, а потребителям понадобится больше энергоресурсов. Эксперты, однако, аккуратны в прогнозах: после достигнутого в 2020 году дна цены могут вырасти, но предел наступит быстро – на отметке 60–65 долл. за баррель. Минэнерго РФ допускает разброс от 45 до 80 долл. за баррель. Конкуренция же с Саудовской Аравией пока только обостряется – в частности, на китайском рынке.
Если позволят рыночные условия, саудовская нефтяная компания Saudi Aramco может в 2021 году выставить на продажу новый пакет акций, сообщил управляющий государственным инвестиционным фондом королевства Ясир ар-Румейян. Saudi Aramco приносит до 80% доходов в бюджет королевства. В 2019-м правительство уже продало более 1,7% акций компании в ходе первых публичных торгов, что позволило собрать 29,4 млрд долл.
Несколькими днями ранее наследный принц Мухаммед бин Сальман Аль Сауд объявил о новых планах диверсификации экономики. В планах властей довести к 2025 году объем производства предприятий, не связанных с нефтедобычей, до 320 млрд долл. «Мы намерены вкладывать в развитие национального хозяйства по 40 млрд долл. в год», – уточнил он.
Воодушевляющие прогнозы делает ОПЕК. «Учитывая, что рынок нефти сейчас переходит в состояние бэквордации (ситуация, когда цены на нефть в данный момент выше, чем в прогнозируемом будущем. – «НГ»), мы надеемся, что 2021 год будет хорошим», – заявил, как передает ТАСС, генсек ОПЕК Мухаммед Баркиндо. В наступившем году может произойти «огромный рывок глобальной экономики», а значит, будет расти и спрос на топливо.
По прогнозу ОПЕК, мировой спрос на нефть в 2021-м вырастет на 5,9 млн барр. в сутки – до 95,9 млн барр. в день – после падения в 2020-м на 9,8 млн барр. в сутки. Как уточнил Баркиндо, нефтяная отрасль нуждается в инвестициях в объеме 12,6 трлн долл., в прошлом, кризисном году вложения в сектор добычи упали на треть.
Начальник управления компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко в своем обзоре добавляет к этому, что «подарок принесла и новая американская администрация, которая может фактически запретить сланцевую разработку в отдельных районах».
По данным Минфина РФ, в январе–декабре 2020-го средняя цена на нефть марки Urals сложилась в размере почти 42 долл. за баррель, что примерно на треть ниже среднего уровня за аналогичный период 2019-го. Однако сейчас цены заметно выше прошлогодних: так, Brent торгуется около отметки 55–56 долл. за баррель против 50–51 долл. на самый конец 2020-го.
Значит ли это, что России гарантирован как минимум один год растущих цен на нефть, раз крупнейший экспортер активизировался с диверсификацией экономики и снижением зависимости от сырьевого экспорта, а потребители могут потребовать больше топлива?
Аналитик компании «Финам» Андрей Маслов пояснил, что «диверсификация экономики Саудовской Аравии не обязательно означает падение в абсолютном значении добычи нефти или нефтяных доходов». «В процентном соотношении, безусловно, структура экономики может измениться. Однако, во-первых, на это понадобится много времени, во-вторых, Saudi Aramco – самая дорогая компания в мире и вряд ли она захочет уступить свою долю на рынке другим игрокам», – пояснил эксперт.
«Позиция Саудовской Аравии гибкая. Страна в зависимости от рыночной ситуации может прибегать к сокращениям добычи сверх квот ОПЕК либо же при отсутствии договоренностей наращивать добычу до 11–12 млн барр. в сутки, – продолжил аналитик компании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк. – Планы диверсификации экономики реализуются поэтапно на протяжении многих лет и не влияют на позицию Саудовской Аравии в ОПЕК». «Скорее всего, если Саудовская Аравия намеревается в этом году провести дополнительное размещение акций Saudi Aramco, значит, там ожидают высоких цен на нефть, – полагает замруководителя центра «Альпари» Наталья Мильчакова. – Планы же Саудовской Аравии по диверсификации экономики выглядят пока абстрактными».
Далее. Как говорит Маслов, «на данный момент эпидемиологическая ситуация не располагает к быстрому восстановлению мировой экономики»: «Вакцинация проходит не теми темпами и не в том объеме, которые ожидались во время анонсов вакцин осенью 2020 года. Также стоит учитывать появление новых штаммов коронавируса по всей планете, что может сделать вакцинацию менее эффективной». «Позитивные прогнозы по нефти базируются на предположении, что во втором полугодии 2021-го мы уже не увидим карантинов из-за COVID-19, а механизм ОПЕК+ будет исправно функционировать, – продолжил эксперт компании «БКС Мир инвестиций» Игорь Галактионов. – При этом нельзя сказать, что риски полностью исчезли».
Как считает Маслов, дополнительное регулирование сланцевой отрасли в США, возможно, заставит компании сократить количество разработок. «Обещание Джозефа Байдена частично запретить фрекинг (применение технологии гидроразрыва пласта) на федеральных землях может начать реализовываться после его инаугурации, – пояснил Миронюк. – Однако, во-первых, оговорка касается лишь федеральных земель (25–30% совокупной добычи США), во-вторых, уже выданные разрешения не будут аннулироваться, планируется отказ от выдачи новых».
В итоге, как прогнозирует Маслов, «в 2021 году цена Brent может опускаться до 40 долл., а при глобальных подъемах – преодолевать отметку 60 долл. за баррель». Галактионов говорит о возможности роста котировок до 60–65 долл. за баррель уже в третьем квартале. Мильчакова называет диапазон нефтяных колебаний в этом году от 40 до 60 долл. за баррель. Есть свои прогнозы и у Минэнерго РФ. Например, Генеральная схема развития газовой отрасли России до 2035 года предусматривает сценарии, в которых разброс цен на нефть составит от 45 до 80 долл. за баррель.
При этом перспективы нефтяной отрасли не столь безоблачны в том числе по внутренним, а не только внешним причинам. В ведомстве Николая Шульгинова подсчитали, что только около трети запасов нефти в России можно назвать рентабельными. «Из 30 млрд т извлекаемых запасов нефти России только 36% являются рентабельными в текущих макроэкономических условиях, – сообщает замминистра энергетики Павел Сорокин в статье для журнала «Энергетическая политика». – Это связано с ухудшением возможностей освоения». В частности, упоминаются проблемы обводненности, необходимость строительства дорогостоящих скважин сложной конструкции. И это, по словам замминистра, не только увеличивает себестоимость добычи, но и повышает риски неподтверждения планируемых показателей разработки из-за сложности моделирования процессов и ошибок при бурении.
«Борьба» же с крупнейшими экспортерами нефти, в частности с Саудовской Аравией, пока только усиливается. «По данным Reuters, Саудовская Аравия в 2020 году сохранила лидерство среди поставщиков нефти в Китай, однако ее «догоняет» Россия, – сообщают в своем обзоре специалисты Центра макроэкономических исследований (ЦМИ) Сбера. – Значимость рынка Китая в прошлом году стала особенно высокой на фоне пандемии и более «сдержанной» экономической активности в других странах».
«Конкуренция между Россией и Саудовской Аравией за поставки нефти в Китай обострилась. С ноября 2020-го Саудовская Аравия снизила цены для покупателей из Китая – с целью выиграть конкурентную борьбу с Россией, которая большую часть 2020-го лидировала благодаря более гибкой логистике и географической близости с китайскими нефтеперерабатывающими заводами», – уточнили в ЦМИ и добавили: по итогам года на долю Саудовской Аравии пришлось 15,7% всего объема импорта нефти Китаем, доля РФ составила 15,4%.
комментарии(0)