Михаил Мишустин представил поправки в закон, которые готовились почти год. Фото с сайта www.government.ru
Правительство решило навести порядок с госзакупками, предложив 50 поправок в действующее профильное законодательство. Акцент сделан на цифровизацию, сокращение сроков и сопровождение электронными документами на всем пути сделки. Но специалисты видят сохраняющиеся недостатки госзакупок, для устранения которых потребуется еще один пакет поправок в законодательство.
Правительство в четверг одобрило так называемый второй оптимизационный пакет поправок к закону о контрактной системе. Первый пакет поправок был принят еще в 2019 году, тогда к госзакупкам допустили малые и средние предприятия. Глава правительства Михаил Мишустин рассказал, что теперь весь документооборот будет вестись в электронной форме, появятся дополнительные требования к документам и срокам процедур, в том числе по рассмотрению заявок. Поправки из второго пакета направлены, в частности, на введение электронного документооборота на всем жизненном цикле закупки, все документы будут формироваться в электронной форме, тогда как сейчас в электронной форме проводится только планирование закупок и отбор подрядчиков. Предусмотрены сокращение числа видов закупочных процедур с 11 до 3, запуск рейтинга деловой репутации, изменение порядка проведения аукциона, унификация требований к извещениям о закупках и заявкам.
Законопроект предполагает введение универсальной предквалификации участников закупок (к участию в закупках с ценой от 20 млн руб. будут допускаться только те поставщики, у которых уже есть опыт исполнения госконтрактов). В общей сложности законопроект включает более 50 поправок. «Такие изменения обеспечат прослеживаемость закупок и автоматизацию контроля их проведения, сократят издержки участников процесса, в том числе связанные с бумажным документооборотом», – сказал министр финансов Антон Силуанов. Второй пакет поправок был подготовлен еще в начале прошлого года. Предполагалось, что он будет внесен на рассмотрение Госдумы до конца весенней сессии, но в итоге этого не произошло. Доработки и согласования затянулись до декабря 2020 года, когда Минфин повторно направил документ на рассмотрение правительства. Новые поправки, как планируется, будут дробно вступать в силу с 1 апреля, 1 июля и 1 октября 2021 года. Обновленный законопроект, например, увеличивает перечень оснований для заключения госконтрактов с единственным поставщиком: теперь исключения сделаны для закупки спортивной экипировки, оборудования и инвентаря для сборных команд РФ. Через госзакупки проходят триллионы рублей, и это лакомый кусок для коррупционеров и мошенников всех мастей. По данным Минфина, за 9 месяцев 2020 года объем госзакупок составил 6,6 трлн руб., заказчики заключили 2,4 млн контрактов. За тот же период годом ранее госзаказчики заключили почти 2,5 млн контрактов на 5,2 трлн руб., то есть идет рост показателя. Через эту систему пойдет и значительная часть средств из тех десятков триллионов рублей, которые были заложены на реализацию национальных проектов. Проведенное в апреле 2020 года исследование Высшей школы экономики показало, что около половины заказчиков ориентированы на контракт с конкретным поставщиком, при этом 85% заказчиков объясняют это стремлением обеспечить качественное исполнение контракта. Для получения заказов организуются так называемые «договорняки», причем они могут заключаться как «вертикально» между представителем заказчика и подрядчика, так и «горизонтально», когда подрядчики просто разыгрывают между собой тот или иной контракт. Правоохранительные органы хорошо знают эту проблему. Как сообщили недавно в Генпрокуратуре России, более 40 тыс. человек привлечены к ответственности за различные нарушения, в том числе и коррупционного характера, в сфере госзакупок в РФ в 2020 году, возбуждено 700 уголовных дел. «На сроки принятия поправок повлияли объективные трудности 2020 года. Законодателям и регуляторам пришлось много внимания уделить закупкам в условиях пандемии, – объяснил «НГ» эксперт Института управления закупками Высшей школы экономики Александр Бурков. – Оптимизация мелких закупок до 3 млн руб. была отложена на апрель 2021 года. Но главной проблемой, очевидно, является рейтинг деловой репутации участников закупок. Система предквалификации подразумевает создание сложного инструмента. Понимание того, как он будет устроен, у многих специалистов разное». Бурков рассказывает, что будет запущен специальный функционал Единой информационной системы (ЕИС), который позволит аккумулировать всю юридически значимую информацию по контрактам. «Все данные, необходимые для защиты интересов участников контрактной системы в суде и контролирующих инстанциях, будут собраны в ЕИС. Именно инструмент предквалификации позволит, как нам кажется, наиболее эффективно защитить интересы конечного потребителя товаров, работ, услуг, чтобы не допустить закупки некачественной, но дешевой продукции. Усиление прозрачности закупочной системы должно привести к минимизации рисков заключений участниками как «горизонтальных», так и «вертикальных» соглашений. Улучшит практику закупок и отказ от «цикличных», повторяющихся конкурентных закупок, которые не состоялись», – говорит Бурков. «Исключаются способы закупок, которые не востребованы на практике и имеют сложное описание: двухэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием, запросы предложений, носящие избыточные требования к участникам и усложняющие процедуру проведения простого конкурса», – уточняет общественный бизнес-омбудсмен по закупкам Сергей Габестро.
«Электронный документооборот и минимизация операций, которые проходят за рамками системы, снижают риски появления «договорняков» еще на начальном этапе госзакупок, – сказал «НГ» управляющий партнер BMS Group Алексей Матюхов. – Однако процедура несколько сложнее, это не только сам факт проведения закупки, но и исполнение контракта. Часто на этапе исполнения происходит изменение смет, качественных и количественных показателей. И вот эта часть, которая больше всего подвержена манипуляциям, не закрывается законодателями в достаточной мере. Возможно, когда будут минимизированы риски появления «договорняков» на начальных этапах, законодатели смогут обратить внимание и на контроль, формализацию и регламентацию процедуры непосредственного исполнения заказов». «Хотя российская система тендеров признана одной из лучших в мире как система проведения государственных аукционов, еще есть над чем работать, – сказал «НГ» первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. – Во-первых, есть случаи, когда в тендерах участвует ограниченное число компаний, подходящих по определенным параметрам. Есть также вопрос цен – обычно торги выигрывают организации, предлагающие самую низкую стоимость продукции или услуг. Что далеко не всегда адекватно результату – то есть цена соответствует запросу, а качество исполнения – не очень. Еще одна проблема – доступность тендеров для небольших организаций. Но в прошлом году законодательные инициативы были направлены на то, чтобы в госзакупках смогли участвовать небольшие компании из сектора малого и среднего бизнеса, что очень хорошо. Третья проблема – большой объем необходимой документации и параметров к участникам торгов. Далеко не все компании могли им соответствовать, так как объем необходимой документации большой и не всегда требуемые документы реально отражают эффективность той или иной организации. Вот этот подход к госзакупкам поправки в основном и ликвидируют». Система госзакупок станет более совершенной, простой, даст доступ к тендерам большему числу участников рынка в самых разных направлениях, надеется Сигал. «Выиграют как участники рынка – государственные организации и коммерческие структуры, так и потребители – россияне, ведь многие госзакупки проводятся в социальных целях», – говорит он.
«Автоматизация снижает возможности заказчика для влияния на выбор победителя - документы подаются в электронной форме, действия прослеживаются в единой информационной системе. Исключается возникновение ошибок в документах, которые в настоящее время влекут отклонение заявок (даже при технических ошибках)», - заявили «НГ» в пресс-службе Минфина России.
Если говорить про «цену в ущерб качеству», то вопрос о ненадлежащем составлении технического задания заказчиком и отсутствием проверки товара при его приёмке заказчиком. Закон и сейчас требует от каждого заказчика установить обязательные требования к качеству, применить государственные стандарты, а при приёмке - обеспечить проверку соответствия поступившего товара требованиям техзадания, пояснили в ведомстве.
Оптимизационный законопроект согласован более чем с 30 органами и организациями, поддерживается общественными организациями. Длительность разработки обусловлена широким кругом согласующих органов и большим числом предложений, объяснили в Минфине.
комментарии(0)