Лесная продукция из РФ пользуется повышенным спросом в соседних странах. Фото РИА Новости
С 1 января 2022 года российские власти обещают запретить вывоз из страны необработанного леса. Чиновники уверяют, что к запрету уже все готово, тем более что вывоз леса и так практически остановился. У экспертов другая точка зрения. Незаконный вывоз леса нарастает. Побороть теневой оборот лесной продукции чиновники надеются с помощью новых поправок в Лесной кодекс, второе чтение которых намечено в Государственной думе на вторник.
Изменения в Лесной кодекс станут одними из самых крупных за последние 14 лет. Поправки, в частности, касаются изменений надзора за оборотом древесины. Основная цель изменений – попытка борьбы с теневым оборотом леса. «По разным оценкам, объем нелегальной заготовки древесины составляет 10–35% от объема легальной заготовки.
А информация о лесных ресурсах и об их использовании остается закрытой для заинтересованных сторон из бизнеса, экспертного сообщества, граждан, что создает коррупциогенные риски в отрасли и влияет на ее эффективность в целом», – следует из пояснительной записки к тексту законопроекта. Новый документ обещает установить тотальный контроль над оборотом древесины в стране.
Законодатели считают, что действующий Лесной кодекс неэффективен, поскольку одними и теми же сопроводительными документами можно пользоваться неоднократно. А сам сопроводительный документ никак не учитывается в единой государственной информационной системе учета древесины и сделок с ней (ЛесЕГАИС). «Сопроводительный документ не вносится в ЛесЕГАИС, нет требований по его хранению, он не защищен, не обеспечивает прослеживаемость древесины от лесосеки до переработки или вывоза из РФ, не во всех случаях является препятствием для легализации незаконно поступившей в оборот древесины», – говорится в пояснительной записке. Авторы поправок надеются на «коренную модернизацию ЛесЕГАИС».
С начала года в РФ стартовал эксперимент по прослеживаемости оборота древесины. Этот эксперимент продлится до 30 июня. А уже с 1 июля система прослеживаемости древесины и сделок с ней начнет работать на постоянной основе в масштабах всей страны.
Первыми участниками эксперимента станут лесопромышленники, работающие на территории Вологодской, Архангельской, Тверской, Иркутской областей. На всех этапах перемещения древесины должны создаваться сопроводительные документы, которые также в обязательном порядке должны фиксироваться в ЛесЕГАИС. Если на любом последующем шаге в системе не будет подтверждения легальности происхождения древесины, то сделки будут блокироваться. Легальность не подтверждается, реализация древесины невозможна, поясняла работу этой системы вице-премьер Виктория Абрамченко.
Пока новую систему учета сложно назвать отлаженной. Так, в реестре зафиксировано множество сделок с древесиной с некорректными датами.
Реформа оборота лесной продукции началась после поручения президента РФ Владимира Путина правительству принять меры для введения с 2022 года запрета на вывоз из России необработанной и грубо обработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород.
Российские власти уверяют, что промышленность РФ уже полностью готова к запрету экспорта необработанной древесины. «Технологический уровень отрасли позволяет, в частности, полностью запретить с 2022 года экспорт необработанной древесины хвойных и ценных лиственных пород», – заявил в середине декабря глава Минпромторга РФ Денис Мантуров. По его словам, этот запрет на экспорт не скажется на российском ВВП. «Мы окончательно уходим от сырьевой модели, от серых схем и потребительского отношения к лесу», – утверждает министр. По его словам, за 10 лет объем легального экспорта кругляка из РФ уменьшился с 49 млн до 16 млн куб. м. В октябре прошлого года Виктория Абрамченко рассказывала, что за последние пять лет Россия резко увеличила поставки леса за рубеж: с 34 до 41,2 млн т. Лидером по закупкам остается Китай, доля которого достигает 42% (17,2 млн т).
Большая часть поставок – необработанная древесина. «Около 85% составляет продукция с низкой добавленной стоимостью: кругляк, лесоматериалы, полученные распиловкой, и топливная древесина», – перечислила вице-премьер. Кроме того, 97% вывозимых за рубеж лесоматериалов имеют грубую обработку, и только 3% – это строганые и шлифованные пиломатериалы. Эти поставки в прошлом году принесли в страну 8 млрд долл. и состояли почти исключительно из необработанного леса, констатировала Абрамченко.
Однако, по официальным данным Федеральной таможенной службы (ФТС), экспорт древесины снижается. Так, по отчетам ФТС, за 10 месяцев 2020 года из РФ было вывезено 12,1 млн т необработанной древесины на сумму в 810 млн долл. Это на 4% меньше значений прошлого года в натуральном выражении и на 10% ниже в денежном.
Однако речь только об официальных данных. Сами российские власти признают, что до трети всех поставок может идти по серым схемам. И примеров этому масса. Так, в Иркутске расследуются уголовные дела о незаконном экспорте в Китай лесоматериалов на сумму более 200 млн руб. Общий объем лесоматериалов составил более 140 тыс. куб. м. На прошлой неделе Генпрокуратура отчитывалась о задержании преступников, которые незаконно экспортировали свыше 340 тыс. куб. м древесины общей суммой в 2,7 млрд руб.
Некоторые главы российских регионов уже отчитываются о полной победе над контрабандой леса. Так, глава Забайкальского края Александр Осипов рассказывал, что в регионе полностью перекрыт вывоз леса в КНР. Жители самого края, похоже, обратного мнения. Так, забайкальские пользователи соцсетей выложили видео с грузовым составом, груженным круглым лесом, который движется в направлении Китая. Утверждается, что видео было снято 6 января 2021 года недалеко от станции Мирная Оловяннинского района Забайкальского края. Станция находится севернее станции Борзя на железнодорожной ветке Карымская–Забайкальск, которая ведет в Китай. Как сообщал паблик china.news, составы с древесиной идут практически один за другим.
Но власти региона продолжают настаивать на невозможности экспорта кругляка из Забайкалья в Китай. «По южному ходу в сторону Забайкальска везется уже переработанная древесина, по Транссибу перевозится большой объем леса, который идет на наши предприятия внутри страны. Поэтому, если вы видите вагоны с кругляком, необязательно они идут в Китай, там уже практически нет необработанной древесины», – говорил в конце декабря губернатор Осипов.
Китай до недавнего времени был крупнейшим покупателем российского леса. Еще в 2017 году на РФ приходилась треть китайского импорта древесины и пиломатериалов. Примечательно, что Китай покупал российскую древесину хвойных на десятки процентов дешевле, чем аналогичное сырье из Австралии, Канады или из Новой Зеландии.
Между тем Счетная палата РФ считает, что у государства нет адекватной информации о состоянии лесных ресурсов. Общая площадь лесов в стране, по данным Рослесхоза, составляет 1145 млн га, а о состоянии лесного фонда на площади 967 млн га у государства «нет достоверной информации», констатирует СП. Площадь «потерянных» для госучета лесов сравнима с территорией Бразилии. Большинство имеющихся данных о лесных ресурсах уже устарели.
Однако изменения системы контроля за оборотом лесной продукции эксперты «НГ» оценивают скептически. «Поправки в Лесной кодекс в основном очень сырые, плохо проработанные и совершенно оторванные от реальной жизни. Кроме того, большинство новых норм имеет рамочный характер, и для того, чтобы они хоть как-то работали, потребуется принять около 25 подзаконных актов разного уровня и объема. Если законопроект будет принят в самое ближайшее время – он станет 52-м набором поправок, внесенных в нынешний Лесной кодекс РФ со времени его принятия в 2006 году, 29-м набором поправок, внесенных в федеральный закон о введении в действие этого Лесного кодекса», – говорит руководитель лесного отдела «Гринписа» Алексей Ярошенко.
Суть большинства поправок, по его словам, в максимальном ужесточении контроля и надзора за любой деятельностью, связанной с использованием лесов и древесины, и с дальнейшим развитием отраслевого бюрократического аппарата, в основном в электронной форме. «Вероятнее всего, последствия принятия этих поправок будут для лесного комплекса почти в такой же мере разрушительными, как принятие самого нынешнего Лесного кодекса полтора десятилетия назад», – считает Ярошенко. Принципиальная разница только в том, что на этапе подготовки и введения Лесного кодекса 2006 года российское лесное хозяйство было еще в целом живым, и ему еще было что терять – а сейчас оно в целом скорее мертво, и терять уже почти нечего, считает эксперт. Принятие этого комплекса документов приведет к резкому обострению кризисных явлений в российском лесном хозяйстве и в работе малого и среднего лесного бизнеса, считает Ярошенко.
Сейчас учет бревна начинается только со склада, говорит доцент РЭУ им Плеханова Александр Тимофеев. «Каким образом оно туда попало, с какой лесосеки прибыло до ввода ЕГАИС нигде не отображалось. С 2021 года, как это указано в поручениях президента, будет отслеживаться от делянки и до пересечения границы при экспорте. Сейчас цепочка разомкнута в самом начале», - отмечает он. При этом эксперт сомневается, что ЛесЕГЕАИС полностью решит проблему незаконной древесины. «Система исключает человеческий фактор для возможности коррупционных проявлений и фактов сговора, однако, во многом получается, что повторяет принцип госзакупок, где есть много схем сговора», - отмечает он.
Доля экспорта необработанной древесины составляет всего около 6–7% от общего объема ее заготовки в России, продолжает Ярошенко. Поэтому запрет экспорта необработанной древесины повлияет на состояние лесов не очень сильно.
«Как первичная мера по борьбе с безответственным лесопользованием, своего рода «оперативное тушение пожара», запрет на вывоз кругляка выглядит своевременным», – считает директор Лесной программы WWF России Андрей Щеголев. По его мнению, если бы в России существовало нормальное лесное хозяйство, направленное на выращивание древесины, вместо распространенной сейчас истощительной модели лесопользования, то вопрос экспорта круглого леса не стоял бы. «Рынок все расставил бы по местам. Если выгодно отправлять на экспорт бревна, то отправляют бревна. Главное, чтобы был достаточный объем древесины на рынке. В России нет перспектив увеличения объемов заготовки (доступный лес у нас в стране кончился), и без внедрения новых методов ухода за лесом этот объем не увеличить», – отмечает эксперт.
Многие страны успешно торгуют кругляком, замечает директор Лесного попечительского совета (FSC) России Николай Шматков. «Проблема лежит не в плоскости степени переработки, а в отсутствии эффективной лесной охраны, отсутствии актуальной, публично доступной информации о лесных ресурсах (их качестве и количестве) на конкретных лесных участках, где планируется или идет заготовка. Это создает идеальные условия для воровства», – подчеркивает он, полагая, что одними запретительными мерами экономику не разовьешь. «Нужны условия, когда предприниматели захотят развивать в стране переработку, причем эти условия должны быть не хуже, чем в Китае», – говорит эксперт.
Возможно, в сегодняшней ситуации действительно стоит пойти на жесткие меры и запретить вывоз леса, чтобы добиться передела этого рынка в свою пользу, рассуждает депутат Госдумы от Иркутской области Михаил Щапов. «Здесь не стоит бояться отказа других стран от нашего леса. Мы, с одной стороны, и так получаем от него минимальный доход. С другой стороны, лес пойдет на внутренний рынок, начнет закрывать потребности нашей промышленности и наших граждан, что тоже является положительным эффектом», – говорит он. «Лес - это исторически одна из самых больных и коррупционных тем. В Сибири и на Дальнем Востоке по несколько раз за год проходят аресты, а также появляются различной степени достоверности теории», - напоминает президент Русско-Азиатского Союза промышленников и предпринимателей (РАСПП) Виталий Манкевич. Проблема в том, что декларируются правильные подходы и правильные ценности: запрет на экспорт кругляка, углубление переработки леса, а фактически реализуется другой сценарий, продолжает он. По мнению эксперта, улучшить ситуацию могло бы формирование леспопромышленного гиганта. За крупными компаниями проще наблюдать, отмечает эксперт.
комментарии(0)