Фото Агентства "Москва"
Экономическое восстановление в России невозможно в условиях падающего общественного доверия, а это общественное доверие можно поддержать только сменяемостью власти. С такими смелыми по нынешним временам тезисами выступил глава Счетной палаты (СП). В субботу СП опубликовала релиз под заголовком «Сменяемость власти – это важнейший инструмент поддержки доверия к институтам». Одновременно рейтинговое агентство Standard & Poor’s (S&P) подвело итоги централизации власти в РФ: будет увеличиваться госсектор, снизятся конкуренция и предсказуемость экономического курса. Темпы роста душевого ВВП в РФ останутся ниже среднемирового уровня, а также сопоставимых стран, утверждают эксперты S&P.
Выйти в рост и повысить доверие можно только за счет перемен во власти. Сменяемость правительства – это доказанный действенный инструмент. В таких формулировках СП излагает позицию своего председателя. Рассуждая об ускорении экономического роста и реформах, Кудрин, похоже, считает эти задачи первым приоритетом для нынешней российской власти.
Однако многие ученые-экономисты, которые анализировали действия российской власти во время последнего кризисного десятилетия, пришли к выводу, что чиновничество РФ избегает реформ ради сохранения своего нынешнего положения. Любые попытки выхода из долгосрочного кризиса отвергаются властями как слишком рискованные. Госуправление функционирует в режиме имитации, что исключает достижение стратегических целей развития, отмечается в докладе Института народнохозяйственного прогнозирования РАН (см. «НГ» от 18.11.20). И такие выводы ученых заставляют задуматься: в какой степени заявления Кудрина о реформах и росте ВВП являются лишь имитацией?
«Самые действенные реформы не приведут к экономическому прорыву без доверия различным институтам», – утверждает глава СП. При этом он напоминает, что Россия сегодня находится на последнем месте из 26 государств – участников исследования уровня общественного доверия Edelman Trust Barometer. «В 2018 году наша страна второй раз подряд сдала позиции по всем показателям: доверие к неправительственным организациям упало на 2 пункта, к бизнесу – на 7 пунктов, к государству – на 10 пунктов и к СМИ – на 9 пунктов», – рассказывает Алексей Кудрин. (Индекс доверия 2020 года для России незначительно вырос.)
Сменяемость власти – это важнейший инструмент поддержки доверия, заявил Кудрин. И перечислил еще несколько мероприятий, которые, по его мнению, могли бы повысить доверие. Для бизнеса, особенно инновационного, и творчества важно обеспечить свободу, иначе новаторы будут искать новые юрисдикции, где больше свобод для творчества и экспериментов. «Также необходимо улучшить судебную систему, вести стратегическое планирование и повысить открытость государства», – сообщил Кудрин. (В 2011 году Кудрин призывал к проведению честных выборов, чем вызвал недовольство функционеров правящей партии. В более поздних выступлениях Кудрина этот тезис отсутствует.)
*На конец года. Источник: Standard & Poor’s |
Примечательно, что в новом экономическом прогнозе для РФ от S&P перечисленные Кудриным реформы в качестве значимых факторов вообще не упоминаются. Ключевыми факторами для России аналитики S&P считают риск новых санкций, концентрацию власти и весьма жесткую бюджетную политику.
Администрация Джозефа Байдена может ввести новые санкции против валютных займов российского правительств и газопровода «Северный поток – 2», прогнозируют иностранные эксперты. Провоцирующим фактором станут предполагаемые кибератаки российских хакеров на правительственные учреждения США, считают в S&P. При этом введение более жестких санкций для энергетического сектора России или госбанков, финансирующих международную торговлю энергоресурсами с Европой, может быть затруднено из-за стремления Вашингтона наладить отношения с Европой.
Иностранные эксперты предполагают, что «российская экономика и финансовая система смогут справиться со стрессовыми ситуациями, обусловленными умеренным ужесточением санкций (например, в отношении первичного суверенного долга, номинированного в рублях, либо отдельных компаний или финансовых институтов, не имеющих системной значимости)». Консервативная бюджетная конструкция, гибкий обменный курс, а также достаточные резервы «предоставляют правительству значительные возможности для маневра в неблагоприятных условиях».
Правда, рассчитывать на приостановку отставания России от остального мира не приходится. Темпы роста ВВП России на душу населения по-прежнему будут ниже среднемирового уровня и уровня некоторых стран с сопоставимым экономическим развитием, считают в S&P. Это объясняется среди прочего лишь умеренным прогрессом в решении институциональных проблем: недостаточной независимостью судебной системы, избирательностью правоприменения. «Наше мнение подкрепляется ограниченной эффективностью проводимых ранее и схожих по целям реформ, включая те, что были предложены в 2012 году, в начале предыдущего президентского срока», – отмечается в отчете.
Побочным следствием произошедшей в РФ концентрации власти западные эксперты считают расширение влияния и рост государственного сектора. Это снижает уровень конкуренции, что наряду с неблагоприятными демографическими тенденциями ограничивает темпы долгосрочного экономического роста. «Конституционная реформа, вступившая в силу в июле 2020 года, на наш взгляд, предполагает дальнейшее ослабление системы сдержек и противовесов», – пишут аналитики S&P. Обнуление президентских сроков для Владимира Путина «несколько повышает предсказуемость перехода власти в краткосрочной перспективе, однако не снижает степень неопределенности относительно механизма передачи власти в тот момент, когда президент Путин покинет свой пост», отмечается в отчете рейтингового агентства.
комментарии(0)