Жители РФ должны вернуться к активным покупкам уже 2021 году. Фото PhotoXPress.ru
Глава российского правительства объявил о переломном моменте в развитии кризиса и быстром восстановлении экономики благодаря ранней регистрации антивирусной вакцины. Российская экономика должна вырасти в этом году на 3,3%, по официальным прогнозам. Но ученые-экономисты из Института народно-хозяйственного прогнозирования РАН предупреждают, что главное условие роста – это увеличение потребления домохозяйств. Однако увеличение потребления в условиях высокой безработицы и падающих доходов населения кажется фантастикой. Единственным драйвером для увеличения статистических показателей пока остаются провальные показатели прошлого года, которые ученые называют эффектом низкой базы.
«Сейчас наступает переломный момент кризиса, связанного с распространением коронавируса. Уверен, что дальше ситуация будет постепенно улучшаться», – заявил в четверг премьер Михаил Мишустин. По его словам, Россия первой зарегистрировала вакцину от коронавируса и стала ее активно применять. «Это позволяет рассчитывать, что период восстановления у нас пройдет значительно быстрее», – заявил премьер. Он объяснил, что правительство занято реализацией общенационального плана, цель которого – вернуть экономику на траекторию устойчивого роста.
Между тем эксперты Института народно-хозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН ожидают разрастания пандемии при сохранении вероятности «посткризисного отскока» мировой экономики. Во время этого отскока темпы роста будут примерно в 1,5 раза выше, чем среднегодовые темпы роста 2010–2019 годов. Так что прирост мирового ВВП может составить в этом году около 5%. «На фоне восстановительного роста в крупнейших экономиках мира можно ожидать и дальнейшего восстановления спроса на сырьевые товары, что с высокой вероятностью приведет как к увеличению физических объемов добычи и экспорта в России», – рассуждают в ИНП РАН.
Другой вопрос: каким будет экономический рост в России при ценах на нефть на уровне 50–55 долл. за баррель и объемах добычи, меньших на 10% по сравнению с докризисными?
В первом квартале отечественная экономика сохранит негативную динамику на уровне минус 3–4%. Однако в целом по итогам первого полугодия возможен рост ВВП на 2–2,5%. «В дальнейшем в рамках инерционного сценария мы ожидаем ускорения динамики ВВП, что позволит по итогам года выйти на показатели роста ВВП в 2,7%», – пишут ученые ИНП. «В 2021–2023 годах темпы роста ВВП выходят на среднегодовые темпы в 2,6%, что будет определяться посткризисным восстановлением экономики при сохранении относительно жесткой бюджетной и более мягкой денежно-кредитной политики. Выход экономики на докризисные уровни ожидается в 2022-м», – указывают ученые, полагая, что к концу 2023 года объем ВВП РФ будет превышать докризисный уровень лишь на 3,7%.
Ожидания экономистов ниже прогнозов правительства. В Минэкономразвития Максима Решетникова ждут от российской экономики ускорения на 3,3% в наступившем году.
Главной опорой роста экономики в текущих условиях и эксперты, и чиновники видят внутренний спрос. «Бизнес пока не готов к значимому расширению уровня экономической активности сразу на выходе из столь существенного кризиса», – отмечают в ИНП. Приток инвестиций в основной капитал будет возрастать минимальными темпами. «В результате в 2023 году инвестиции в основной капитал окажутся ниже уровня докризисного 2013 года на 5,9% (и на 0,3% ниже уровня 2019 года)», – прогнозируют исследователи.
Сформированная бюджетная конструкция также не предполагает поддержки экономического роста. «Расходы консолидированного бюджета планируется сократить в 2021 году на 5% (на 8% в реальном выражении) с последующим ростом на 1–3% в год в номинальном выражении. В результате к концу прогнозного периода величина бюджетных расходов в реальном выражении вернется к уровню 2017–2018 годов», – отмечают эксперты РАН. И это притом, что в 2021–2023 годах налоговые доходы будут расти на 2–5% год к году.
«Трехлетний бюджет на 2021–2023 годы предполагает, что экономические власти не готовы отказаться от чрезмерно устойчивой бюджетной конструкции (с резервами на уровне 13% к ВВП) даже при риске потерь в терминах экономического роста», – сетуют ученые. Это означает сокращение роли государства в формировании внутреннего спроса.
Таким образом, единственный источник экономического роста в РФ – это увеличение потребления домохозяйств. «Потребление домашних хозяйств после падения на 8% в 2020 году будет постепенно восстанавливаться. Наиболее интенсивно в рамках посткризисного отскока – на 3,6% в 2021 году», – прогнозируют в ИНП РАН. Однако в дальнейшем темпы роста будут замедляться. Среднегодовые темпы прироста потребления домашних хозяйств в 2021–2023 годах ожидаются на уровне 2,3%. А восстановление потребления российских семей до докризисного уровня затянется до 2024 года.
Ученые признают: шансов даже на сдержанный рост потребления сегодня мало. Для активизации потребительской активности необходимо обеспечить рост реальных доходов населения. А признаков роста реальных доходов пока не видно. «По итогам 2020 года, несмотря на предпринятые меры поддержки, реальные располагаемые доходы населения сократятся более чем на 4%», – считают в ИПН.
Публикуемый Росстатом показатель – реальная зарплата работников организаций – незначительно сокращался (–0,1%) лишь во втором квартале 2020 года, а уже в третьем квартале его динамика составила +1,8%. Однако зарплата работников организаций составляет только 75% от общего объема фонда оплаты труда по стране. Сокращение реального зарплатного фонда во втором квартале было гораздо существеннее (–6,5%), в третьем квартале его годовая динамика осталась в отрицательной области значений (–2,2%). Падение средних зарплат отражает в том числе и сокращение заработков в теневом секторе экономики.
В наступившем году, по прогнозам ИНП, сохранится высокий уровень безработицы. Здесь свою негативную роль сыграет и повышение пенсионного возраста. Безработица в 2021 году останется на уровне 5,7% – в том числе за счет выхода на рынок труда групп населения, остающихся в трудоспособном возрасте в результате реформирования пенсионной системы. Снижения уровня безработицы до 5,2% ученые не ждут раньше 2023 года.
Другим фактором, ограничивающим возможный рост потребления, станет высокая доля импортных товаров в потреблении россиян.
Их цена зависит от динамики курса национальной валюты. «Именно значительным ростом курса доллара объясняется рост цен на продовольственные и непродовольственные товары на фоне отрицательной (большую часть 2020 года) динамики потребления», – указывают эксперты.
«Массовая вакцинация должна помочь в освобождении экономики от мер ограничения, что позитивно скажется на малом и среднем бизнесе. Одновременно можем рассчитывать на рост занятости, так как в 2020 году организации преимущественно придерживались политики сокращения штатов, но снятие ограничительных мер потребует от них возвращения к прежней активности», – рассуждает ведущий аналитик «Открытие Брокер» Андрей Кочетков.
Потребительские расходы начнут восстанавливаться по мере улучшения эпидемиологической ситуации, в том числе за счет массовой вакцинации и соответствующего снятия коронавирусных ограничений, соглашается руководитель отдела аналитических исследований Высшей школы управления финансами Михаил Коган. «Этому также поспособствует стабилизация ситуации на рынке труда и восстановление потребительского доверия, показатель которого во втором квартале опускался к уровням первого квартала 2016 года, когда страна только начала отходить от предыдущей рецессии», – уверен он.
Рассчитывать же на инвестиционный спрос в условиях банкротств малого и среднего бизнеса, ухудшения финансового положения целого ряда отраслей, незавершенных реформ по улучшению делового климата и в целом сохранения неопределенности в экономике все же пока не стоит, резюмирует Коган.
комментарии(0)